Наконец-то я закончил эту статью. Точнее, написал её первый вариант. Насколько он получился удачным, пока трудно судить, хотя бы потому, что текст явно перегружен объёмными выписками из документов. К тому же в разных документах, составленных разными должностными лицами , зачастую повторяются одни и те же факты. Но я специально пошёл на это, чтобы каждый, у кого хватит терпения прочитать эту статью до конца, сам оценил события, которые происходили в отдалённой сибирской деревне в самые первые годы XX века. И взглянул на эти события не моими глазами, а глазами тех самых людей, которые тогда жили.
До революции, а я сейчас пишу об этом времени, не было специальных учреждений ЗАГСа. Эту функцию исполняла церковь. Она вела метрические книги, в которых регистрировала родившихся, вступающих в брак и умерших. Записи о последних вносились в часть 3-ю этих книг. Сначала проставлялся порядковый номер умершего - для мужчин свой и для женщин свой, потом указывались дата смерти и дата погребения. Затем шла графа "Звание, имя, отчество и фамилия умершего". Обязательно проставлялся его возраст и причина смерти. После этого сообщалось, кто исповедовал и приобщал, и завершалась запись указанием кто совершал погребение и где погребён умерший. Всё это заверялось подписью приходского священника и дьякона церкви, которая вела метрическую книгу.
И вот при просмотре части 3-й метрической книги Покрово-Богородицкой церкви села Камышенка за 1910 год обнаружилась запись об умершем мужеского пола за номером 103 с датой погребения 22 декабря 1909 года. Из неё следовало, что умерший был казаком посёлка Лебяжинского Петропавловского уезда Иваном Гордеевичем Зайцевым, сорока двух лет. Причина смерти неизвестна. Для лиц, незнакомых с географией данной местности, в этой записи ничего непонятного, кроме неизвестной причины смерти, нет. Что же тогда может вызвать вопросы? А самое, как, казалось бы, простое. Каким образом казак Иван Зайцев, проживавший в посёлке Лебяжинском Акмолинской области, отстоящим на 125 километров южнее, оказался в Камышенской волости Тюкалинского уезда, где и завершил свой земной путь?
А дальше ещё интереснее. В графе "Кто исповедовал и приобщал" вместо "священник Валентин Рождественский", он в то время возглавлял Покрово-Богородицкий приход в селе Камышенском, написано нечто необычное и совсем непонятное:"На основании указа Омской духовной консистории от 20 сентября 1910 г. за №12875 и удостоверения Тихвинского сельского старосты от 22 декабря 1910 г. за №543". Эту запись, с одной стороны, вроде бы разъясняет, а, с другой, порождает новые вопросы сообщение, что совершил погребение "крестьянин посёлка Тихвинского Авксентий Сергеев Федин, именующий себя священником Александром Тихвинским", на кладбище при посёлке Тихвинском. Чтобы понять, кто такой Авксентий Сергеевич Федин, почему он именует себя священником Александром Тихвинским и в этом статусе совершает погребения умерших, надо вернуться назад, к тому времени, когда и почему Авксентий Сергеевич появился в Тихвинке.
Учитывая, что Тихвинка возникла всего лишь за двенадцать лет до описываемых событий, Авксентий Сергеевич Федин был переселенцем из крестьян Орловской губернии. Место его рождения деревня Серпеевка Алешинский волости Брянского уезда. Деревня, кстати, существует до настоящего времени и под тем же названием в Дубровском районе Брянской области, в составе Рябчинского сельского поселения. Её население - 24 человека по состоянию на 2010 год. Упоминается же Серпеевка с XVIII века, как владение знаменитого рода князей Мещерских, а позднее переходит к дворянам Панютиным. Первоначально входила в приход села Жабова, с 1850 года - села Нарадовки. Дата рождения Авксентия Федина точно неизвестна, но в одном из документов 1905 года, который я лично читал, сказано, что Авксентию Федину "от роду по-видимому около 40 лет". Поэтому можно предположить, что родился он где-то около 1865 года.
Настоящим открытием для меня явилось небольшое по объёму секретного делопроизводства "Дело Тобольского губернского управления о самовольном открытии переселенцем Авксентием Фединым школы в посёлке Тихвинском Камышенской волостиТюкалинского уезда", о котором я уже упоминал ранее. Оно не только, как говорится, расставило все точки над "i", до этого, по-моему, ещё далеко, но неожиданно высветило такие грани в жизни русской деревни начала XX века, показало существование таких необычных личностей среди вроде бы обычных крестьянских мужиков, рядом с которыми многие герои знаменитой книжной серии "Жизнь замечательных людей" начинают казаться просто заурядными. Сегодня я с полной уверенностью могу утверждать, что к таким необычным личностям принадлежит и крестьянин посёлка Тихвинский Авксентий Сергеевич Федин.
Открывая дело о самовольном открытии им школы для деревенских детей, я не мог предположить, что содержащаяся в нём информация, во-первых, выходит далеко за тесные пределы школы. И, во-вторых, я не предполагал такого глубокого и во многом сочувственного подхода к делу деревенского мужика Федина со стороны властей. Не всех, конечно, а в его деле отметились не только лица духовного звания, но и полиция в лице уездного исправника, и жандармы, и прокуроры, и инспектора народных училищ Тобольской губернии. Но самое сильное впечатление на меня произвёл протокол дознания, составленный Тюкалинским уездным исправником Соколовым. Я, на профессиональном уровне хорошо знающий работу и делопроизводство советской и российской правоохранительной системы, просто, как принято говорить, снимаю шляпу перед этим уездным исправником. Просто не могу представить, чтобы нечто подобное можно было отыскать в современных документах полиции, прокуратуры или суда. Чтобы не быть голословным, представляю портрет или описание личности Авксентия Сергеевича Федина, исполненный уездным исправником. Кстати, я его не редактировал и не исправлял ошибки. Именно так он выглядит в первозданном виде:
"Принадлежит к числу крестьян переселенцев посёлка Тихвинского с самого момента переселения из России, инициатором которого был отчасти и он в качестве доверенного от общества ходока. Он наравне с другими крестьянами занимаясь крестьянским хозяйством и имея сравнительно хорошие достатки, занимал должности сельского писаря, сельского старосты и даже волостного судьи. С молодости отличаясь некоторыми странностями своего характера, а в особенности набожностью и, будучи к тому же грамотным, пристрастился к чтению духовных книг. Он постоянно выражал неудовольствие на существующие порядки, на людскую несправедливость и недостаток веры в людях; занимая же должности сельского старосты, сельского писаря и волостного судьи,он вёл постоянную борьбу с волостными начальниками, отстаивая то, что ему казалось справедливым и за это терпел много гонений, в особенности от бывшего Камышенского волостного старшины Великасова, благодаря которому он несколько раз сидел под арестом или по постановлению своего начальства, или по решению судебной власти, более же всего за оскорбление разных должностных лиц. Эти неудачи в жизни, незаконные по его мнению преследования его со стороны сильных мира сего, сильно подействовали на впечатлительную натуру Федина. Всегда склонный более к созерцательной, чем к трудовой жизни поселянина, Федин под влиянием ударов судьбы мало по малу забросил своё хозяйство, часть которого распродал, а на вырученные деньги купил себе другую избу, где и поселился один, совершенно отстранившись от своей семьи, состоящей из жены и четырёх малолетних детей. Недовольный существующими порядками, а в особенности местным православным духовенством, никогда не совершавшим в посёлке треб, ведущих безнравственную по его мнению жизнь и вообще стоявшими не на высоте своего положения, он пришёл к убеждению, что должен посвятить себя на служение народу. С этою целью он стал собирать у себя детей и учить их грамоте".(Из протокола дознания Тюкалинского уездного исправника Соколова от 12.06.1905 г.).
Сразу надо сказать, что ко времени приезда уездного исправника Соколова 12 июня 1905 года с проверкой в Тихвинку, дело в отношении Федина имело уже историю, насчитывающую не один год. Сам факт самовольного открытия школы Авксентием Сергеевичем явился лишь формальным поводом для его преследования. Если бы только он ограничился в своей деятельности только школой, то, я думаю, и именно это следует из изученного дела, никто бы и никогда не стал бы проводить никаких дознаний. Учит, ну и пусть учит. К тому же вопрос об открытии школы в Тихвинке возник чуть ли не с момента её заселения, но властями не решался. Священник Скальский, описывая приход села Камышенка, писал:" Церковной школы въ приходѣ нѣтъ, а есть двѣ министерскія: въ селѣ Камышенскомъ, въ которой обучается 31 мальчикъ, и въ поселкѣ Смоленскомъ, гдѣ обучается 30 мальчиковъ и 5 дѣвочекъ; школы помѣщаются въ казенных зданіяхъ и содержатся на счетъ Министерства Народнаго Просвѣщенія; учительницы получаютъ жалованье оттуда же по 200 р. въ годъ: не въ давнемъ будущем имѣетъ открыться такая же школа и въ поселкѣ Тихвинскомъ, а по этому прихожане, имѣя у себя министерскія школы, от постройки церковной школы уклоняются. Законъ Божій въ школахъ преподает мѣстный священник".
Из текста Омской епархии ясно видно, что в 1900 году вопрос об открытии школы в Тихвинке был, как говорится, злободневным. Я напомню, что кроме Тихвинки в камышенский приход входили ещё восемь населённых пунктов и в них, кроме Камышенки и Смоленки, школ не было и почему-то вопрос об их открытии никем не ставился. А вот в Тихвинке он возник сразу и инициатива принадлежала Федину. И когда прошёл ещё год, а он не получил поддержки от властей, открыл собственную, как тогда говорили, своим иждивением:
"Переселенец посёлка Тихвинского Камышенской волости, Тюкалинского уезда Авксентий Федин без разрешения подлежащего начальства открыл школу в поселке Тихвинском осенью 1901 года в собственном доме. При осмотре этой школы 1 декабря 1901 года инспектором 3-го района получилась такая картина: в небольшом помещении, содержащемся крайне грязно, обучалось 50 детей обоего пола; школьных парт не было, их заменяли два больших стола и такие же скамьи; учебные пособия составляли несколько церковных книг, грифельные доски и письменные принадлежности; здесь среди детей находился Федин, называющий себя "старшим учеником", а не учителем. После разъяснения г. инспектора, что на открытие всякой школы нужно иметь разрешение, а учитель должен получить известную подготовку, и на просьбу о прекращении занятий Федин заявил категорически, что он делает доброе дело, разрешение находит излишним и ни в каком случае не оставит занятий с детьми, которых он горячо любит. О закрытии означенной школы г. инспектор вошёл в сношение с г. Тюкалинским уездным исправником от 4 декабря 1901 года за №1736, и возбудил ходатайство о немедленном открытии церковной школы, чтобы положить конец Фединской школе" (из доклада директора народных училищ Тобольской губернии Курочкина Тобольскому губернатору).
Но церковные власти ещё в течение года не спешили с положительным решением: "Школа грамоты открыта в посёлке Тихвинском в январе 1903 года, а Федин не закрыл своей школы, всё-таки продолжал обучать детей: за 1902-1903 учебный год у него было 37 учащихся"(там же). А потому и не только поэтому священник Сперанский продолжал свою войну против крестьянина Федина. Из рапорта Тюкалинского уездного исправника Воробьёва от 23 января 1903 года:
"При собрании на месте - в пос. Тихвинском Камышенской волости сведений о поступках крестьянина Аксена Федина оказалось, что названный Федин в п. Тихвинском действительно устроил и открыл в своём доме школу, не испросив на это разрешение начальства, обучает он детей без всякого возмездия и, по его отзыву, несмотря ни на какое наказание не бросит этого дела до тех, пока в посёлке не откроют правительственную школу. Поселяне года три тому назад возбуждали ходатайство об открытии в их посёлке школы, а ныне, нуждаясь в таковой, охотно отдают Федину своих детей, которых он обучает чтению, письму и Закону Божьему, единогласно ходатайствуют не закрывать школу, устроенную Фединым".
И вот сейчас я коснусь главного, вокруг чего в действительности разгорелись нешуточные страсти, связанные с Авксентием Фединым. Исправник добросовестно излагает дальше:
"При проверке слухов о том, что Федин выдавал себя за священника, одевался в священническое облачение, исполнял требы и проч. не подтвердились, равным образом не подтвердилось и донесение Камышенского волостного старшины от 22 декабря ... о том, что губернский агроном выражал сочувствие Федину в его деятельности и проч."
Приезд исправника в Тихвинку 23 января 1903 года закончился тем, что, как он доложил "Его Превосходительству, Господину Тобольскому Губернатору", "Федин за самовольное открытие им школы, привлечён к подлежащей ответственности". В чём выражалась эта ответственность, из документа не совсем ясно. Зато ярый противник Федина священник Алексей Сперанский, как известно, понёс очень жёсткое наказание - отрешен от места с запрещением священнослужения «за вымогательство за требы». В дальнейшем исполнял обязанности священника в Ишимском уезде, но на положении причетника, запрещенный в священнослужении. В 1910 году был выведен за штат и умер в 1915 году. Так завершил свой путь священник, начавший своё противостояние с Авксентием Фединым с наречения сына последнего Хуздазадом.
С 06.01.1903 г. по 05.12.1905 г. епископ Омский и Семипалатинский Михаил, в миру Василий Фёдорович Ермаков
Но отстранением Сперанского от должности и визитом уездного исправника Воробьёва в Тихвинку дело Авксентия Федина о самовольном открытии школы не закончилось. Прошло два года и 30 апреля 1905 года епископ Омский и Семипалатинский Михаил обращается к губернатору:
"Ваше Превосходительство, Милостивый Государь.
Крестьяне посёлка Тихвинского, Камышенской волости, Тюкалинского уезда, Тобольской губернии, принадлежащие к приходу Покровской церкви с. Камышенского, в своём прошении на моё имя от Января 1905 года донесли, что малограмотный крестьянин посёлка Тихвинского ... Авксентий Сергиев Федин не посещающий православного приходского храма более 4 лет, открыл в названном посёлке школу, в которой обучает детей грамоте и устраивает молитвенные собрания, посещаемые как детьми, так и их родителями, причём берёт на себя руководство сими собраниями, совершая, при участии певчих, службы: вечерню, утреню, часы и литургию, с опущением из последней песнопений и обрядов, употребляемых при совершении Евхаристии, освящает воду чрез погружение Креста, помазывает елеем молящихся, даже принимает на исповедь, выдавая себя за священника, рукоположенного о. Иоанном Кронштадским, который будто бы переменил ему имя, назвав о. Александром Сергиевым, вместо "Авксентий Федин", носит одежду, приличную лицу духовного звания (подрясник), отростил волосы, - делая всё это с целью ввести народ в заблуждение, чем вносит религиозную смуту и соблазн в жизнь православного населения Камышенского прихода.
Ввиду всего вышеизложенного имею честь просить Ваше Превосходительство сделать распоряжение о немедленном закрытии школы в п. Тихвинском... , открытой Фединым, лицом неправоспособным, без разрешения Начальства и служащей местом незаконных молитвенных общественных собраний, устрояемых Фединым, и о последующем не отказать мне в уведомлении.
Призывая на Вас Божие благословение имею честь быть Вашего ПРевосходительства, Милостивого Государя покорнейшим слугой Михаил, Епископ Омский".
Директор народных училищ Тобольской губернии направил в Тихвинку новую комиссию, которая выявила следующие обстоятельства:"Помещение - общественное; имеются парты на два ската, классная доска и счёты; на стенах висят портреты Государя Императора, Государыни Императрицы и о. Иоанна Кронштадского; учебные пособия составляют - азбуки изд. Сытина, прописи Гербача, псалтири, часословы и Св. Евангелие; учащихся 44 человека, из них 36 мальчиков и 8 девочек (в церковной школе 43 учащихся); обучение чтению ведётся совместно по-русски и церковно-славянски, письмо изучается, молитвы дети читают толково, но не знают объяснения их.
Посему считаю нужным присоединить следующий отзыв с личности учредителя школы Федина, сделанный г. инспектором 3-го района:"Федин пользуется большим уважением среди тёмного люда не только посёлка Тихвинского, но и окружающих селений: народ стекается к нему на молитву и отдаёт охотно детей для обучения. Едва ли возможно добиться от Федина прекращения занятий: он говорит, что школа его открыта с благословения о. Иоанна Кронштадтского, и потому называет её "Богом устроенной". Федин малограмотный и положительно ненормальный человек: он, так сказать, помешался на отрывках священного писания, заученных безсознательно и употребляемых им в при разговоре и даже в официальных бумагах".
Никаких предложений со стороны директора народных училищ Тобольской губернии в отношении Федина в докладе губернатору не содержится. Одновременно собственную проверку произвёл помощник начальника Тобольского губернского жандармского управления:
"Отлучившийся из места своего жительства посёлка Тихвинского ... местный крестьянин Аксен Сергеев Федин (преследовавшийся за оказанное им при закрытии его школы сопротивление властям, за что и судим на 3 месяца тюрьмы) в начале 1904 года вернулся домой в одежде монаха, с отросшими волосами, распространил о себе слухи, что он будто бы рукоположен самим о. Иоанном Сергиевым Кронштадским в сан иеромонаха с наречением при этом Александром. Он отправляет в своём доме основные службы и требы, порицает местное духовенство, выдаёт себя за святого прозорливца, лечит народ, изгоняя как бы духом святым недуги (хоть ни одного не вылечил) и имеет приверженцев не только в своём посёлке Тихвинском, но и в других окрестных, привлекая на себя массу народа разными нелепостями о себе, нашёптывая на воду и ею обливая больных, отчитывая молитвами и всячески мороча тёмный люд из корыстных видов. Хотя во время его отлучки из дому в посёлке Тихвинском открыта церковно-приходская школа грамоты, А.С.Федин вновь без разрешения открыл и свою школу, заманив в неё около 40 учеников, каковых в разрешённой школе вдвое менее, чему способствует преднамеренное опорочивание Фединым учителя школы грамоты Брусницына и его преподавания. Идя вообще в разрез со всеми должностными лицами всех видов старается настроить против них на свой манер и крестьян, в особенности против своего волостного правления, неправильно толкуя Манифест и внушая крестьянам, что все недоимки и подати с них сегодня по случаю рождения Государя Наследника Цесаревича и платить впредь таковые "кулакам" и "обиралам" "в свою пользу" (начальству) не следует, мол. Вследствие этого, как передавал камышенский волостной старшина Попов и писарь Захаров, крестьяне (особенно посёлка Тихвинского) сторонники Федина на предъявленные к ним требования не обращают внимания, ничего не платят и по зову не являются даже на сходы для обсуждения дела. О самовольном богослужении Федина известно через камышенского священника Омской духовной консистории. О самовольном открытии Фединым у себя вновь школы известно через учителя Брусницына Тюкалинскому уездному училищному совету. О незаконных действиях Федина по отношению крестьян о лечении, неправильном толковании о неплатежах подати и восстановлении их против власти камышенского волостного правления доносилось неоднократно участковому крестьянскому начальнику г. Нарышкину, хотя никаких против этого мер и ничего вообще против Федина никем до сих пор не предпринималось".
И вот, прочитав всё написанное подполковником жандармского управления с перечислением всех правонарушений, совершённых Фединым, с указанием на свидетелей, подтверждающих их совершение, с констатацией того факта, что имело место бездействие властей всех уровней, ожидаешь от жандармского начальника предложения, например, возбудить против Федина уголовное дело или выслать в административном порядке куда-нибудь в Нарымский или Туруханский край, как спустя четверть века поступила Советская власть с некоторыми крестьянами из Тихвинки. Ведь нам всегда рассказывали о жестокостях, творимых жандармами царской России. Однако что же предложил жандармский подполковник? Арестовать? Выслать? Или ещё что-то?
Я просто продолжу цитирование доклада дальше:"На сколько всё вышеизложенное справедливо и соответствует истине - это требует осторожной и всесторонней, на месте, обстоятельной и потому уже требующей много времени проверки, каковую необходимо, но самолично мне невозможно произвести, ибо я и то, несмотря на болезнь и требующее отдыха и лечения состояние своего здоровья, несу сверх прямых обязанностей по наблюдению за двумя (Курганским и Ялуторовским) уездами по своей должности..." и так далее. Общий смысл такой: это не моё дело и я не буду им заниматься, больше ко мне не обращайтесь, а если кому-то так хочется наказать Федина, для этого есть уездный исправник. Это так похоже на нашу современность, когда участковому отписывают те дела, которыми никто в райотделе полиции заниматься не хочет. Очень показательно!
Если в современном райотделе крайним является участковый инспектор, то в дореволюционной России, судя по этому делу, был уездный исправник. Именно ему было приказано Тобольским губернским управлением выехать на место и проверить все те факты, которые были изложены в жандармском докладе. Вот и пришлось ему 12 июня 1905 года прибыть в Тихвинку. Просто для справки, чтобы было понятно, расстояние от Тихвинки до Тюкалинска около 100 километров.
Иоанн Кронштадтский, в миру Иоанн Ильич Сергиев (1829-1908)
Я уже приводил ту пространную характеристику личности Авксентия Сергеевича Федина, которую дал ему исправник в результате этого приезда в Тихвинку и осуществлённой им проверки непосредственно на месте. Теперь приведу то, что лично увидел уездный исправник в Тихвинке 12 июня 1905 года:
"В посёлке Тихвинском имеются две школы грамоты, одна - церковно-приходская, находящаяся в ведении духовного ведомства, имеющая оттуда учителя и состоящая под наблюдением местного причта, а другая открыта местным крестьянином из переселенцев Авксентием Сергеевым Фединым; последняя находится в доме, принадлежащем Федину и приобретённая им специально для школы на собственные средства; дом этот представляет из себя обыкновенную, ничем не отличающуюся от других, крестьянскую избу из двух комнат, из коих одна, большая, приспособлена для школы, а другая меньшая служит для жилья и представляет из себя нечто вроде кельи. При осмотре этого помещения, в присутствии приглашённых в качестве понятых кандидата местного сельского старосты Николая Владимирова Щёголева и крестьян Кузьмы Максимова Лисенкова и Моисея Иванова Федина, в помещении, предназначенном для школы, найдены столы и школьные парты, расставленные вдоль стен комнаты; одна из стен этой комнаты вся сплошь покрыта иконами, у которых подвешены лампады и вообще устроено что-то вроде иконостаса; тут же найдены разные богослужебные книги, псалтыри, требники и проч. и по внешности своей, т.е. по убранству, комната имеет вид молельни. В момент осмотра помещения школы, учения в ней не было, а в самой комнате, а также и на дворе, оказалась порядочная толпа (около 50 человек) народа, преимущественно женщин, молящаяся над телом покойницы, положенном в гроб и совершенно обряженной к погребению. В момент посещения над телом умершей одним из мальчиков - учеником Федина читался псалтырь. Умершая, девушка лет четырнадцати, по имени Надежда, по объяснению оказавшегося при этом её отца, была привезена им из посёлка Александровского, Усовской волости, Ишимского уезда, отстоящем от посёлка Тихвинского не менее 100 вёрст, ещё около месяца тому назад, для излечения, так как он слышал, что в посёлке Тихвинском есть такой человек, который молитвою вылечивает разные недуги, а ныне, когда он приехал за дочерью, чтобы отвезти её домой, последняя дорогой умерла, почему он и решил погребсти её тело на кладбище при посёлке Тихвинском, при чём представил удостоверение местного священника об отпении умершей по обрядам православной церкви; в данный же момент над телом совершал молитвы Федин.
Из расспросов односельчан Федина, а также указанных выше понятых, камышенского волостного старшины Беляева ['это мой прадед Трофим Николаевич - А.Б.], священника села Камышенской церкви отца Валентина Рождественского и самого Авксентия Федина выяснилось следующее. Крестьяне охртно отдавали и отдают ему детей, несмотря на существующую уже в посёлке школу грамоты. Когда же сведения об открытой им школе дошли до сведения надлежащих властей и последняя по распоряжению судебной власти была закрыта, это обстоятельство окончательно разрушило душевный мир Федина и в 1903 году он покинул посёлок и неизвестно куда скрылся, а через некоторое время возвратился уже под видом монаха и под именем Александра Сергиева, объяснив односельчанам, что он получил это имя от о. Иоанна Кронштадтского вместе с благословением последнего на служение народу и вновь принялся за обучение детей в той же ранее открытой им школе, а затем стал собирать в последней народ для молитв, устроив из школы что-то вроде моленной, в каком виде она находится в настоящее время. Обучая детей бесплатно, совершая в то же время общественные молитвы в своей школе, ведя уединённый и почти подвижническим образ жизни, он мало помалу привлёк к себе простой народ, всегда склонный в поклонении чему-либо выдающемуся, который стал стекаться к нему не только из окрестных деревень, но и издалека, предпочитая устраиваемые им молитвенные собрания посещениям приходского православного храма в селе Камышенском, отстоящем от посёлка Тихвинского в 10 верстах (...), а также привозя к нему своих больных, веря в целительскую силу его молитвы.
Самая личность Федина производит впечатление ненормального человека, ум и мыслительные способности которого действуют исключительно в мистическом направлении при постоянном религиозном экстазе. Самыми тщательными распросами не удалось установить, чтобы Федин возбуждал народ против правительства и распространял какие-либо порицающие ... (нрб )
Вписав всё вышеизложенное в протокол дознания, уездный исправник никаких мер в отношении Федина от себя не предложил, ограничившись справкой о том, что ещё 28 февраля 1903 года мировой судья присудил взыскать с Авксентия Сергеевича 3 рубля штрафа с обязательством закрыть школу, а Омская духовная консистория 28 апреля 1905 года предписала приходскому священнику время от времени посещать посёлок Тихвинский и проводить в церковно-приходской школе богослужения и религиозно-нравственные беседы.
Внук Авксентия Сергеевича Федина - Федин Дмитрий Фёдорович (Хузатович) - 15.09.1920 (Тихвинка) - 06.12.1999 (Омск)
Двести лет назад писатель и историк Николай Михайлович Карамзин написал стихотворение, в котором были такие строки:
Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
Это правило в полной мере применимо и к делу Авксентия Сергеевича Федина. Церковные власти, сами не имея соответствующих полномочий, настаивали на привлечении его к ответственности. Светские же власти в лице жандармского управления и уездного исправника просто уклонялись от принятия решения. Окружной прокурор ограничился тем, что направил губернатору для сведения сообщение жандармского управления. Прошёл 1905 год. Наступил 1906-й, когда Тобольское губернское управление потребовало от Тюкалинского уездного исправника:"... уведомить ... продолжает ли крестьянин Федин обучать детей грамоте в устроенной им школе и отправлять богослужение и разные религиозные требы".
Как в таком случае должен поступить начальник уездной полиции, то есть исправник? Совершенно правильно: указать на подчинённое лицо, по вине которого рассмотрение дела застопорилось. Виновным был назначен пристав (по-современному участковый):
"... медленность в исполнении указанного предписания произошла вследствие полного бездействия по службе бывшего пристава 1 стана Смиренского, уволенного от службы и должности, который не исполнял мои предписания ... несмотря на неоднократные напоминания...".
Вновь назначенный пристав 16 января 1907 года, имея на руках предписание ещё от 6 июля 1906 года (!), произвёл допросы:
"Кр-н посёлка Тихвинского Данил Степанов Скачков удостоверил, что однодеревенец его, кр-н посёлка Тихвинского Авксентий Федин в устроенной им школе обучает в данное время детей грамоте, в доме своём отправляет богослужение, как-то: молебны, панихиды.
Кр-н пос. Тихвинского Пётр Филиппов Тетерин объяснил, что Федина он знает, знает, что у него есть школа, что в школе этой он и в настоящее время учит детей. Отправляет ли он какие-нибудь требы, он, Тетерин, не знает, но слыхал, что Федин с год времени тому назад выдал свою дочь за к-на Большепесчанской волости неизвестного имени и фамилии, но проживающего в Большепесчанской вол,, причём обряд венчания совершил сам Федин в своём молитвенном доме.
Кр-н пос. Тихвинского Никифор Кондратьев Маяков удостоверил, что однодеревенец его - Федин в настоящее время продолжает обучать детей грамоте в устроенной им школе. А отправляет ли Федин какие-либо требы, он - Маяков не знает.
Кр-н пос. Тихвинского Афанасий Васильев Кондаков объяснил, что его однодеревенец Федин в настоящее время продолжает учить детей грамоте в устроенной им школе".
На этом начатое по инициативе епископа Омского и Семипалатинского Михаила по пресечению деятельности Авксентия Сергеевича Федина было закончено, похоже, победой последнего, так как запись от 22 декабря 1909 года однозначно свидетельствует в пользу того, что Федин, как иеромонах Александр Сергиев или Александр Тихвинский, по-прежнему делал всё то, что ранее нашло отражение в заведённом против него деле: обучал детей, исцелял болящих, проводил молебны и исполнял обрядовые требы. Омская духовная консистория не признала за ним священнического сана, а устроенную им молельню - церковью, что не помешало в дальнейшем жителям Тихвинки утверждать, что у них в деревне была собственная церковь.
Про Фединых из Тихвинки у меня есть ещё две статьи:
1. Загадка Дмитрия Федина
https://alexa-bell.livejournal.com/201182.html2. Про приговорённого к расстрелу
https://alexa-bell.livejournal.com/93847.html"