В переписке, которую я вёл несколько лет назад, я упомянул о том, что в Тихвинке церкви никогда не было, с чем мой адресат категорически не согласился. В своём утверждении я опирался на сведения, полученные от моего отца Андрея Григорьевича Беляева. Он рассказывал, что жители Тихвинки действительно намеревались построить в деревне церковь. Однако для этого нужно было получить разрешение епархии. Да, я чуть не забыл указать, что всё это происходило до Первой мировой войны.
Почему упёрлась епархия, вполне объяснимо. Строительство церкви в Тихвинке и образование в ней собственного прихода очень больно било по священнослужителям Богородице-Покровской церкви в селе Камышенка, в приходе которой находились жители Тихвинки. Эта церковь только что потеряла значительную часть своих прихожан из села Конёво и деревень Чумашкиной и Старочумашкиной после окончания строительства Свято-Вознесенской церкви в селе Конёво. А теперь вдруг Тихвинка, в которой душ обоего пола насчитывалось больше тысячи, а это больше, чем в самом волостном центре, собралась увести их из-под окормляющей длани камышенского священника. Чтобы не быть голословным, я приведу пример всё с тем же священником Алексием Сперанским, который при крещении дал имя Хуздазад сыну Авксентия Сергеевича Федина.
Сперанский Алексей Никанорович родился около 1845 года в селе Кугаевском Тобольского округа в семье сельского священника Сперанского Никанора Ивановича и его законной супруги Евгении Фёдоровны. Обучался в Тобольской духовной семинарии, откуда выбыл из низшего отделения. Был рукоположен в священники 21 ноября 1884 года. В Богородице-Покровскую церковь села Камышенка назначен 19 января 1898 года. Его назначение по времени совпало с началом заселения Тихвинки, включённой в приход камышенской церкви. Но уже в 1903 году священник Сперанский был отрешён от места с запрещением священнослужения "за вымогательство за требы".
Не все, наверное, знают, что такое требы? В Церковном уставе существуют священнодействия и молитвословия, которые совершаются священником по потребности, то есть, по нужде прихожан, потому и называются «требы». К самым распространенным относят молебны, панихиду, сорокоуст, неусыпаемую псалтырь, венчание, отпевание, крещение, освящение чего-либо. Как видим, здесь всё то, с чем каждый человек сталкивался в своей повседневной жизни. Ведь тогда никаких учреждений ЗАГСа и в помине не было, все их функции исполняла церковь, будь то регистрация рождения, бракосочетания или смерти. Это как же надо было камышенскому батюшке свирепствовать, чтобы навлечь на себя, если не ошибаюсь, одно из тягчайших наказаний.
Распутин Григорий Ефимович, крестьянин села Покровского Тюменского уезда
Затратив время и не добившись положительного решения епархиальных властей, тихвинские мужики сделали, выражаясь языком игры в шахматы, ход конём. Узнав, что Григорий Ефимович Распутин находится у себя в Покровском, они отправили к нему делегацию. Миссия оказалась успешной и Тихвинка занялась подготовкой к строительству деревянной церкви. Они не только успели заготовить на севере в тайге лес для постройки, но и вывезли его в Тихвинку. Но тут вмешалась сначала начавшаяся Мировая война, потом революция, затем снова война, только теперь Гражданская, и Тихвинке стало не до церкви. Отец даже указывал место, где должна была встать тихвинская церковь. Но не встала.
Ирина, она была мой адресат, в свою очередь тоже ссылалась на рассказы бывших жителей Тихвинки, которые категорически настаивали на наличие в их деревне церкви. К тому же я вспомнил очень давние рассказы моей тётушки Марии Григорьевны, младшей сестры отца, как в Тихвинке местные жители сбрасывали крест с церкви и расстреливали из ружья найденные в церкви книги, подкидывая их вверх. Такие подробности со счёта тоже сбросить нельзя. Получается, что либо какая-то из сторон добросовестно заблуждается, либо...
Изданные в разные годы до революции справочники Омской епархии не содержат никаких сведений о наличии в Тихвинке церкви. Понятно, что нет смысла искать тихвинскую церковь в составленном Скальским Климентом Филимоновичем в 1900 году справочнике "Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сёл, станиц и посёлков, входящих в состав Омской епархии". В нём Тихвинка, как оно и было, числится в приходе камышенской церкви. И даже указано, что она находится от Камышенки в 10 верстах.
Голошубин Иван Степанович, автор "Справочной книги Омской епархии", 1914
Это же состояние зафиксировал Голошубин Иван Степанович в "Справочной книге Омской епархии", изданной в Омске в 1914 году. В метрических книгах, которые велись в Омской епархии вплоть до конца 1919 года нет ни одной записи, сделанной в тихвинской церкви. Зато в них есть нечто другое: запись о том, что некоторые церковные обряды, являющиеся исключительной прерогативой церкви, проводил человек, называющий себя священником Александром Тихвинским.