-
в "Известиях".
Идея гражданской нации реалистична только тогда, когда по этому поводу есть консенсус властвующих элит, пользующихся легитимностью у основной части населения. Сам консенсус возникает на основе некоей артикулированной национальной идеи, тоже разделяемой большинством населения страны.
В СССР эти консенсусы были достигнуты свержением всех прежних властвующих элит и заменой их "советской номенклатурой", а также уничтожением всех тех социальных классов и групп, откуда могло распространиться сомнение в легитимности существующей власти.
Не помогло.
Во-первых, "разброд и шатание" произошли в самом "номенклатурном слое". Многие представители наших "элит" сильно захотели стать элитами, признанными таковыми и в "цивилизованном мире" Запада. И стали (в результате распада СССР)! Но в первую очередь - именно и только там. А вовсе - не в своей стране.
(Поэтому во многих вновь образованных на месте республик бывшего СССР государствах элитам пришлось самоутверждать себя, апеллируя и к самоутверждению своих "титульных национальностей". Естественно - за счёт русских. Но не везде это вообще прошло. В Украине - не получилось. В Беларуси - даже не стали пробовать. Для России же следовать этим путём - вообще разрушительно).
Во-вторых, необходимость воссоздания в стране своего "образованного класса" (интеллигенции и интеллектуалов) породили целый слой людей, критически оценивавших существовавшую номенклатуру. И подрывавших уже самим своим существованием основы легитимности существовавшей тогда власти
Однако, новую "историческую общность" пока создать не удаётся. Одни исключают из "своей истории" - "советский период", другие - "дореволюционный", третьи - нынешний "постсоветский". И "объединение" в признаваемую если не всеми, то хотя бы большинством, общую историю страны пока не удаётся.
Реально проблема - ещё глубже. Потому что для России нужна не только "национальная идея". Ей нужен утраченный ею "цивилизационный импульс", позволявший ей не только выживать и расширяться, но и становиться "примером для подражания" для других народов и стран. Существовавший в течение всего последнего тысячелетия. - И даже в СССР, правда, уже в искажённом виде.
России нужна своя собственная "историческая миссия". Которую её население (большинство) признавало бы своим естественным долгом и своей нравственной обязанностью.