Юрий Давыдов в своё время обратил внимание на такую категорию позднего Макса Вебера как "картины мира".
Найдена она была Вебером в его сравнительно-историческом исследовании различных социокультурных типов рациональности
в трудах о хозяйственной этике мировых религий. Как рациональные квинтэссенции религиозных идей. И как определённые типы отношения к миру.
М. Вебер выделил три идеальных типа "картин мира". Для конфуцианских и даосистских типов религиозно-философских воззрений, получивших развитие в Китае - "приспособление к миру", для индуистских и буддистских в Индии - "бегство от мира", для иудаистских и христианских, возникших на ближнем Востоке и распространившихся в Европе. а в последствии и на американском континенте - "овладение миром".
Так вот, христианская Россия в эту идеальную типологию не укладывается. Если взять в качестве примера "идеального отношения к миру" самого почитаемого православного святого Сергия Радонежского, то у него "картина мира" (тип отношения к миру) иная. Рискну назвать её - "освоение мира".
Были ли в христианской Европе примеры подобного отношения к миру? - Были! К примеру, Франциск Ассизский. Но для существования и развития Западной Европы (а позднее и США) подобная "картина мира" оказалась факультативной. А для существования и развития России - определяющей.
Могу предположить, что подобное различие "картин мира" возникло в самом начале распространения христианства (понимаемого в качестве культурной доминанты) в двух разных языковых и культурных ареалах - греческом и латинском.
Каждый из этих двух вариантов оказался жизнеспособным. Но сегодня, особенно после мирового кризиса, бесспорное лидерство США (и олицетворяемый ими идеальный тип отношения к миру как "овладение миром") ставится под сомнение.
И начинает вызывать особенный интерес тот вариант, от которого в ХХ-ом веке пыталась избавиться Россия (СССР).