nick_leliovskyi для AlexPro1
Две недели назад мы обозначили несколько различных видов использования ВЗ в НЗ. В прошлый раз речь шла о прямом и иллюстративном применениях. Этот постинг посвящен типологическому использованию.
Что такое типология? «[Б]иблейская типология включает в себя аналогическое соответствие, в котором более ранние события, личности и определенные места в истории спасения [они обозначены термином τύπος (тупос) НЗ авторами] становятся образцами, посредством которых истолковываются более поздние события [обозначенные в НЗ ἀντίτυπος (антитупос)]».
[1] Другими словами определенные события, места или личности в Ветхом Завете, согласно Божьего замысла и ввиду Новозаветных Писаний, являлись прообразами определенных Новозаветных реалий.
В Новом Завете есть 5 отрывков, в которых НЗ авторы используют термин τύπος (тупос) и которые помогают нам разобраться в типологии (Рим. 5:12-21; 1 Кор. 10:1-13; 1 Пет. 3:18-21; Евр. 8:5 и 9:24).
В 1 Кор. 10 :1-13 апостол Павел сопоставляет опыт израильского народа в пустыне с переживаниями коринфской церкви. Однако что же Павел имеет в виду, когда говорит «все крестились в Моисея в облаке и в море» (ст. 2) и «все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (ст. 4). Неужели новозаветный автор не навязывает ВЗ совершенно неестественный смысл, истолковывая ВЗ отрывки как угодно, только не при помощи историко-грамматической герменевтики?
Во-первых, стоит отметить, что типами (или прообразами) являются не конкретные отрывки, но конкретные события. Не стоит забывать, что этот отрывок из 1 Коринфянам находится в контексте, где Павел увещевает церковь касательно идоложертвенного мяса и идолопоклонства. Поэтому образы, из которых коринфяне должны были сделать вывод, состояли в том, что хотя израильтяне испытали сверхъестественное избавление и заботу Бога, тем не менее «не о многих из них благоволил Бог» из-за идолопоклонства.
Однако как же ответить на вопрос: заявляет ли Павел о том, что христианское крещение существовало в Ветхом Завете? Вовсе нет, фраза «крестились в Моисея» (точно также как и два оставшихся использования подобной фразы «крестились в Христа» (Рим. 6:3, Гал. 3:27)) означает духовное отождествление с руководством Моисея, а не физическое погружение в воду.
[2] По аналогии «крещение» израильтян указывало на то, что они были участниками завета, который с ними заключил Бог через посредника Моисея (который, согласно послания к Евреям, сам является прообразом Христа), подобно тому, как принимая крещение, христианин публично отождествляет себя с Божьими обетованиями нового завета через посредника Иисуса Христа.
[3]Сам факт того, что Павел использует термин τύπος указывает на то, что апостол не ставил между «крещением» израильтян и христианским крещением знак равенства, но обращается к этим образам за примерами.
[4] Что же Павел имеет в виду, когда говорит «все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (ст. 4)? В каком именно смысле Христос был камнем, из которого пили израильтяне Повторное использование терминов «духовная» в отношении пищи (ст. 3) и питья (ст. 4), указывает на то, что Павел, говоря о Христе, не подразумевает нечто буквальное, но имеет в виду источник этой сверхъестественной заботы об израильском народе.
[5] Использует ли здесь Павел, так называемую, аллегорическую интерпретацию ВЗ, подобно Филону Александрийскому, который определили этот ВЗ камень как Божью мудрость? Однозначно, нет, ведь идея о том, что именно Бог (а не пища и питье) являлся источником жизни для народа во время его странствования по пустыне ярко видна в самом ВЗ:
Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек (Втор. 8:3).
Итак, как же можно подытожить принципы типологического использования ВЗ в НЗ, на основании 1 Кор. 10:1-13?
1) Обращаясь к прообразу исхода, апостол Павел не придаёт вышеописанным историческим событиям какого-либо скрытого или оторванного от оригинального контекста смысла.
2) Обе ситуации аналогичны: согласно ВЗ событиям израильтяне несмотря на Божью заботу пренебрегли своей ответственностью и впали в идолопоклонство. Коринфяне же, познав величайшее проявление Божественной любви и заботы в Иисусе Христе, испытывали искушение к участию в идолопоклонстве.
3) Подобное применение ВЗ показывает единство Божьего откровения и актуальность ВЗ для христиан сегодня. Словами Павла:
это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы (1 Кор. 10:6).
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11).
Больше о типологии в следующий раз.
[1] Грант Р. Осборн, «Тип, Типология» в Теологический энциклопедический словарь, ред. У. Элвелла (Москва: «Духовное Возрождение», 2003), 1212.
[2] Это же мнения придерживаются, к примеру, W. Harold Mare, “1 Corinthians,” в Expositor’s Bible Commentary, vol. 10: Romans-Galatians, gen. ed. Frank E. Gæbelein (Grand Rapids: Zondervan, 1976), 249; F. F. Bruce, 1 and 2 Corinthians (Grand Rapids: Eerdmans, 1971), 90; Craig L. Blomberg, 1 Corinthians (Grand Rapids: Zondervan, 1995), 192.
[3] Simon J. Kistemaker, 1 Corinthians (Nashville: Baker Academic, 1993), 323ю
[4] David E. Garland, 1 Corinthians (Grand Rapids, Mich.: Baker Academic, 2003), 452. С этим объяснением также согласны Anthony C. Thiselton, The First Epistle to the Corinthians (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 2000), 725 и Roy E. Ciampa and Brian S. Rosner, The First Letter to the Corinthians (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 2010), 448.
[5] Garland, 1 Corinthians, 455; Kistemaker, 1 Corinthians, 325; Thiselton, 1 Corinthians, 729-30;