![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/3955/3955_300.jpg)
Амелия Эрхарт c с энтузиазмом популяризировала пассажирские воздушные перевозки. На снимке - А.Э. у пассажирского самолета компании Western Air Express
В 1929 г. Амелия приобрела новый самолет “Локхид-Вега”; это была новая скоростная машина - как раз такая, в которой летчица нуждалась, если она хотела ставить рекорды и оставаться “на переднем крае” развития авиации.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/4300/4300_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/4593/4593_300.jpg)
Амелия Эрхарт у своего самолета Локхид Вега
С точки зрения многих коллег Эрхарт, как и ранее с “Киннером”, ее выбор был далеко не бесспорен. Одна из ее главных соперниц - Элинор Смит - считала этот самолет слишком сложным в пилотировании, а в случае вынужденной посадки - просто опасным. По мнению Смит, при отказе двигателя летные качества этого самолета были “как у кувалды, летящей с горы”.
Тем не менее в 1931 году Смит все же купила “Вегу”, чтобы попытаться совершить на ней первый “сольный” женский перелет через Атлантику; но вскоре она разбила эту машину при посадке на одном из аэродромов в Нью-Джерси. В итоге первый “сольный” женский перелет был совершен на следующий год Амелией Эрхарт. Позднее Амелия по случаю выкупила разбитую “Вегу” Смит, и после восстановления установила на ней еще 3 мировых рекорда.
Однако все это было потом… А пока что Амелии досталась десятая “Вега”, выпущенная заводом “Локхид” в Калифорнии. Машина долго не летала и находилась в плохом техническом состоянии, но на новый самолет у летчицы просто не набиралось средств. Совмещая освоение новой для себя машины с деловой поездкой, Амелия перегнала самолет на Западное побережье, сражаясь по пути с многочисленными неисправностями и тяжелым, разрегулированным управлением.
В Калифорнии самолет осмотрели на заводе Локхид, где Уайли Пост - знаменитый летчик-рекордсмен и “фирменный” пилот-испытатель Локхида - поднял его в воздух, и был шокирован. После посадки он заявил, что самолет по своему техническому состоянию представляет собой “хлам”, к полету категорически не пригодный и почти не поддающийся управлению. А то, что Амелия сумела на нем пересечь страну и остаться в живых, следовало по его мнению отнести исключительно на счет счастливой комбинации удачи и выдающихся способностей пилота.
Восхищение Поста - признанного пилота экстра-класса - было неподдельным, и этот случай положил начало долгой дружбе двух выдающихся профессионалов, продолжавшейся вплоть до гибели Поста в авиакатастрофе на Аляске в 1935 году. Что же касается самолета, то смущенное руководство Локхида бесплатно заменило его на новый аппарат.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/4626/4626_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/5094/5094_300.jpg)
А.Э., Уайли Пост и Роско Тэрнер, 1930-е годы
А.Э., тридцатые годы
В августе 1929 года Эрхарт участвует в первой женской воздушной гонке Калифорния - Огайо. Перед последним этапом она имела лучшее время и все шансы на приз, однако произошел несчастный случай, спутавший ей карты. При выруливании на старт Эрхарт увидела, что у самолета ее главной соперницы Рут Николс загорелся двигатель. Заглушив мотор, Эрхарт бросилась к самолету Николс; каким-то образом она сумела вытащить ее из кабины и оказать первую помощь. Когда к месту инцидента прибыли медики, Амелия, наконец, смогла взлететь и продолжила участие в гонке, однако пришла лишь третьей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/16267/16267_600.jpg)
Амелия Эрхарт во время женской воздушной гонки 1929 года
Очень скоро она, однако, вознаградила себя за потерю “золота”, установив в ноябре 1929 г. в Калифорнии мировой рекорд скорости на демонстрационном экземпляре “Веги” с двигателем мощностью 425 л.с., специально предоставленном руководством “Локхида”. Амелии удалось разогнать машину до 197 миль в час (предыдущий рекорд составлял 156 миль в час).
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/16113/16113_600.jpg)
Осень 1929 года: А.Э. возле переоборудованного самолета Вега, на котором она установила рекорд скорости
Одновременно летчица продолжает осваивать тяжелые многомоторные машины; сдав в 1929 году экзамены на пассажирском “Форд-Тримотор”, вскоре она получает наиболее престижную и профессиональную Транспортную Лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/20853/20853_600.jpg)
Все это время пресса активно интересовалась личной жизнью Эрхарт. Журналистов интриговало то, что в отличие от многих знаменитостей за ней не было замечено громких романов и скандальных любовных приключений. Амелия воспринимала интерес репортеров с юмором и в ответ на подобные вопросы неизменно отшучивалась. Дело объяснялось просто - у Эрхарт по-прежнему было слишком много разносторонних интересов, идей и проектов, чтобы замыкаться на таких вещах и тратить на них драгоценное время.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/16525/16525_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/16710/16710_300.jpg)
Амелия Эрхарт в 1931 году
Но вот 7 февраля 1931 г. любопытство прессы было удовлетворено. Амелия, наконец, согласилась на предложение своего “пресс-агента” и делового партнера Джорджа Путнама. Она все еще не могла избавиться от предубеждения против традиционного патриархального брака, и в день свадьбы вручила Путнаму письмо, еще раз излагающее ее опасения. В нем она написала, что не требует от него "средневековой клятвы" хранить ей верность до гроба, и не может гарантировать ему того же: так что если в течении года выяснится что их брак несчастлив, он без возражений вернет ей свободу. Путнам условие принял. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на нее допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе.
По общему мнению, в реальности их брак оказался весьма удачным и был организован именно на тех принципах равноправного партнерства и сотрудничества, на которых столь горячо настаивала Амелия. Тем не менее некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия была окончательно опровергнута лишь в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в которой оказались и их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/5124/5124_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/5394/5394_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/7302/7302_300.jpg)
Джордж Путнам и Амелия Эрхарт
Для любителей светских сплетен успешный брак Эрхарт и Путнама явился полной неожиданностью. Многие с самого начала предрекали этому союзу скорый распад; брак редко бывает удачным, когда оба супруга являются яркими личностями с выраженными лидерскими качествами. Обычно кто-то бывает вынужден уступить, сознательно или бессознательно согласившись с ролью "ведомого"; и по общему мнению родственников, друзей и знакомых, в этом случае таким ведомым безусловно оказался Джордж.
Брачные союзы известных людей редко обходятся без скандалов, выплескивающихся на публику и в прессу, но и в этом смысле брак Амелии и Джорджа оказался странным исключением. Очевидцы зафиксировали только один мелкий случай публичной размолвки супругов, - когда Джордж со своей обычной предприимчивостью попытался затеять коммерческий проект по продаже «шляпок Амелии Эрхарт» - копий шляпки, в которой Амелия впервые появилась перед репортерами после своего трансокеанского перелета, по весьма высокой (для того времени) цене 3 доллара за штуку.
После запланированной шумной рекламной кампании каждая молодая женщина в Штатах виделась ему будущей покупательницей, и Джордж предвкушал великий коммерческий успех. Однако Амелия решительно отклонила идею: «Джордж, предельная цена такой шляпке - 75 центов, не более. Я не хочу участвовать в этом обмане и таким образом наживаться на молодежи».
Те кто хорошо знал Джорджа Путнама, ожидали взрыва, но его не последовало: Джордж беспрекословно свернул проект.
Тем не менее, у него всегда были в запасе другие свежие идеи; он периодически организовывал для Амелии публичные туры с лекциями о истории и перспективах авиации, что служило финансовой поддержкой для ее собственно авиационных идей и проектов. Впоследствии, уже после ее исчезновения, Джордж Путнам написал и опубликовал биографию жены, назвав ее «Парящие крылья».
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/9279/9279_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/9508/9508_600.jpg)
Амелия Эрхарт, ноябрь 1931 года
Амелия Эрхарт, 1932 год
А Эрхарт тем временем продолжала заниматься тем, что у нее получалось лучше всего: летала и устанавливала рекорды. В 1931 г. одной из первых женщин-пилотов она осваивает автожир - ранний предшественник вертолета; в апреле она установила на нем новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолетам.
В реальности, однако, дело обстояло далеко не так просто. Первые образцы автожиров прославились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили “Черной Марией” (“Black Marie”), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что “вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов”.
Тем не менее весной 1931 г. Амелия Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире "Питкэрн PCA-2" всю территорию США; чистое время в полете составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом летчица вновь убедительно доказала свои профессиональные качества: весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/5686/5686_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/5956/5956_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/6255/6255_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/6534/6534_300.jpg)
Амелия возле своего автожира Питкэрн
Амелия Эрхарт в кабине автожира
А.Э. в кабине автожира Питкэрна - 8 апреля 1931 г.
А.Э. в Денвере, 1931
Судьба, однако, настигла ее на обратном пути. В г. Абилин, штат Техас, во время взлета на пути автожира оказался “пыльный дьявол” - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на нее с высоты нескольких метров и разбился буквально вдребезги. Невероятно, но Амелия не получила ни царапины, а уже на следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир, и летчица продолжила свой путь на восток.
В мае 1932 года Эрхарт сделала следующий, решающий ко всемирной известности. Вылетев из Ньюфаундленда на своем “Локхид-Вега” вечером 20 мая, она за 14 часов 56 минут пересекла Атлантику - на этот раз в одиночку. Это был лишь второй успешный одиночный полет через Атлантику - после успеха Чарльза Линдберга в 1927 г. Более десятка неудачных попыток повторить подвиг Линдберга стоили жизни многим опытным пилотам.
Полет был исключительно рискованным. Перегруженный топливом “Локхид-Вега” был достаточно неустойчивой и строгой в пилотировании машиной. Самолет не имел радиосвязи, а следовательно у Амелии не было никакой “страховки” на случай непредвиденных обстоятельств.
А их в полете случилось предостаточно… Метеопрогноз, обещавший по крайней мере сносную погоду над Атлантикой, оказался неверным, и вскоре после наступления темноты “Вега” вошла в зону сильного шторма с грозой и мощными порывами ветра, немилосердно швырявшими самолет и заливавшего потоками воды лобовое стекло.
В течение нескольких ночных часов над темными водами Атлантики Амелии пришлось вести отчаянную борьбу за собственную жизнь и за контроль над машиной. Перегрузки были таковы, что после посадки техники, осматривавшие самолет, обнаружили, что все четыре дополнительные усиления, установленные перед полетом в крыле для увеличения прочности, треснули, и при следующем подобном испытании крыло, безусловно, разрушилось бы. Как позже вспоминала Амелия, «ощущения были такие, как будто я нахожусь в огромном барабане, заполненном водой, и дерусь там со слонами».
Проблемы усугубил отказ нескольких приборов - включая альтиметр и тахометр. Кроме того, нарушилась герметичность топливопроводов, и, наконец, треснул выхлопной коллектор. В темноте Амелия хорошо видела под капотом голубоватые отсветы выбивающихся из трещины язычков открытого пламени.
Она вполне отдавала себе отчет, что если коллектор прогорит и разрушится окончательно, скорее всего это приведет к взрыву. Но поразмыслив, она решила что выбора все равно уже нет. Позади была зона шторма; кроме того, на Ньюфаундленде ее не ждали, и ночная посадка в полной темноте на заполненном невыработанным топливом поврежденном самолете не сулила ничего хорошего.
И она продолжила путь на восток - через океан, пронизывающий холод и тяжелые дождевые облака. Шторм закончился, но началось обмерзание. В конце концов отяжелевшая “Вега”, покрывшись льдом, сорвалась в штопор, из которого Амелии удалось вывести самолет буквально над самыми гребнями волн. Установленный на самолете барограф-самописец зафиксировал в этот момент резкую потерю высоты в несколько тысяч футов - практически вертикальную линию, оборвавшуюся над самым уровнем океана. С трудом Эрхарт вновь заставила тяжелую машину выйти из пике, пойти вверх и наконец методом проб и ошибок нашла высоту, на которой обледенение было более-менее терпимым и самолетом можно было как-то управлять.
Когда наконец рассвело, Амелия обнаружила себя между двумя плотными горизонтальными слоями белых облаков, ослепительно сверкавших от поднимавшегося прямо впереди по курсу солнца. Одев темные очки, летчица задумалась о посадке. Приборы не работали, трубопровод продолжал течь, и треснувший коллектор с каждым часом все более угрожающе вибрировал. Она на знала в тот момент о нарастающих проблемах в крыле самолета, но видела тонкую струйку топлива, вытекавшую через трещину трубопровода от дополнительного бака. Понимая, что о полете до Франции не может быть и речи, Амелия решила садиться на первый же показавшийся внизу участок суши.
Этой сушей оказалось побережье Северной Ирландии - обычное пастбище недалеко от Лондондерри… Теперь Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, преодолевшим Атлантику в одиночку, да к тому же единственным в мире человеком, пересекшим океан по воздуху дважды.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/6852/6852_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/7469/7469_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/18481/18481_300.jpg)
А.Э. с известным исследователем Арктики Бернтом Бальхеном (слева) и ее механиком Эдди Горски непосредственно перед полетом через Атлантику, 1932 г.
А.Э. возле своей "Веги": океан позади!
В Европе ее ожидал фантастический прием. В Лондоне с ней пожелал встретиться Принц Уэльский, который так увлекся беседой с Амелией, что аудиенция значительно затянулась и все расписание встреч наследника престола на день оказалось нарушенным - вещь в Британской королевской семье неслыханная. В Париже ее с триумфом принимали в Сенате Франции, в Брюсселе она была гостем королевской семьи Бельгии, а в Риме ее приглашал на танец дуче Муссолини.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/8485/8485_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/8786/8786_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/9021/9021_300.jpg)
А.Э. в 1932 году (два студийных снимка)
Амелия в Париже, 1932 год
Дома в США ее триумфальное возвращение домой затмило торжества 1928 года, несмотря на то что она настойчиво просила администрацию Нью-Йорка не устраивать пышных чествований - на дворе стояла Великая Депрессия, и подобная трата средств представлялась ей неразумной. Но десятки тысяч ликующих людей сами заполнили улицы, и такое стихийное выражение восторга более чем стоило любой официальной церемониии.
До этого момента многие, кому претила подобная активность женщины в «исключительно мужской» сфере деятельности, еще могли пытаться игнорировать Амелию Эрхарт, либо считать ее просто эксцентричной особой - не более чем странным исключением из правил. Но после этого полета ее статус и заслуги, наконец, были безоговорочно признаны, и на Амелию обрушился настоящий ливень высоких государственных наград.
Click to view
Она стала первой женщиной и первым гражданским пилотом, получившим Почетный Летный Крест Конгресса США, а также Золотую медаль Национального Географического Общества - за вклад в авиационную науку и историю авиации. Эту медаль Амелии вручил лично президент США Герберт Гувер, в присутствии посланников более чем 20 государств.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/12913/12913_600.jpg)
Кроме того, Эрхарт стала кавалерственной дамой Ордена Почетного Легиона Франции, Креста короля Бельгии Леопольда и многих других европейских наград.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/7783/7783_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/8095/8095_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/8355/8355_300.jpg)
А.Э. возвращается домой из Европы после трансатлантического перелета: триумфальная встреча в Нью-Йорке, 1932 г.
Естественно, помимо почитателей, у Эрхарт постепенно появились и критики, и завистники, пытавшиеся дискредитировать ее летные навыки и достижения. Особую активность на этой ниве, увы, проявила одна из ее коллег, женщин-пилотов - уже упоминавшаяся Элинор Смит, которая так никогда и не “простила” Эрхарт за ряд рекордных полетов и громких достижений (особенно этот первый сольный женский перелет через Атлантику) которые она, Элинор, давно намечала и “приберегала” для себя.
Особого признания, однако, инсинуации критиков не получили, ибо множество фактов летной биографии Эрхарт - не говоря уже о многочисленных рекордах - говорили сами за себя. Особенно характерен один из случаев, произошедший еще в 1929 году, когда Амелия, посещая одно из авиашоу в качестве гостьи, в течение нескольких часов - “просто из интереса” - облетала несколько новых самолетов различных типов, с которыми ей никогда ранее вообще не приходилось иметь дело.
И впоследствии летчица не упускала ни единой возможности опробовать новый для нее летательный аппарат - будь то планер, новая амфибия фирмы Грумман, тяжелый двухмоторный пассажирский биплан “Кертисс-Кондор” либо новый специальный тренировочный самолет, недавно разработанный для ВВС армии США.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/11913/11913_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/12066/12066_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/alex_mandel/71199488/12450/12450_300.jpg)
Последний случай был особенно показательным, ибо этот опытный самолет, разработанный главой фирмы “Консолидейтед” Р.Флитом, был специально сконструирован на основе концепции “нейтральной устойчивости”, а потому оказался весьма капризным в пилотировании и не прощал ошибок, моментально и резко реагируя на всякое движение курсантом ручки управления. По замыслу создателя он предназначался для шлифовки пилотажных навыков пилотов армейских ВВС и требовал предельно корректного и профессионального пилотирования.
Известный летчик-истребитель Ли Уэйд, ветеран Первой мировой войны (впоследствии генерал ВВС США) был “демонстратором” этого самолета, когда на аэродроме в Баффало к нему подошла Эрхарт и попросила дать ей возможность “опробовать” новую машину.
Уэйд, подумав о строптивом норове самолета, вначале хотел отказать. Но приняв во внимание личность просительницы, в итоге он скрепя сердце неохотно согласился и с кислой миной занял место во второй кабине, внутренне приготовившись к “большим неприятностям”. Как он вспоминал впоследствии, он весь напрягся, готовый перехватить управление в любой момент - в случае малейшей ошибки пилота.
Ошибки не было. “Она была пилотом “от рождения” - вспоминал генерал Уэйд - с естественным, безошибочным и тонким ощущением самолета”.
Продолжение следует...