Амелия Эрхарт: Первая Леди Атлантики (часть 3)

May 20, 2017 15:40

"Любимица Америки"

После трансатлантического перелета Амелия Эрхарт стала наиболее известной женщиной-пилотом в мире и одним из наиболее популярных людей во всей стране. И к тому же, безусловно, одним из самых занятых. Она множество раз на самолете и на автомобиле пересекла страну из конца в конец, выступая с публичными лекциями и активно пропагандируя авиацию и воздушные перевозки и убеждая женщин активнее вторгаться в традиционно мужские технические профессии.

Солидные журналы, такие как «Тайм», год за годом объявляли ее «самой фотографируемой женщиной мира», далеко обошедшей по этому показателю голливудских кинозвезд.





А.Э., на правой руке ее любимый браслет (сегодня - экспонат авиационного музея женщин-пилотов в Оклахома-Сити)
А.Э., осень 1932 года


Те годы были трудным временем для США: Великая Депрессия надолго выбила страну из колеи, поставив многие семьи лицом к лицу с бедностью. Но именно это обстоятельство парадоксальным образом увеличило популярность Амелии Эрхарт. В силу особенностей национального характера - в частности, знаменитого американского оптимизма и склонности к позитивистскому мышлению - именно в это время людям особенно требовались положительные примеры в виде людей, добившихся успеха даже там, где на их пути вставали особенно трудные преграды. Примеры, показывающие, что несмотря на трудности, «американская мечта» об успехе человека, способного «сделать сам себя», продолжает работать - а значит, и у них есть шанс; надо только не вешать носа, а просто быть собой, преодолевать трудности, продолжать жить дальше и стараться делать все как можно лучше.







А.Э. в библиотеке своего дома в г.Рай, штат Нью Йорк. Начало 1930-х годов
В саду своего дома - Рай, шт. Нью Йорк, 1933 г.
А.Э. с подругой - британской летчицей Эми Моллисон (Джонсон), август 1933 г.
В своей комнате в отеле в Чикаго... 1930-е годы

В этом качестве Амелия оказалась идеальной «ролевой моделью» - обычная американская девочка из маленького городка в Канзасе, прошедшая через бедность, распад семьи и т.п., но все равно достигшая исключительно своим трудом, умом, упорством и смелостью невероятных успехов и высот (и в прямом, и в переносном смысле). Пресса тонко чувствовала эту потребность людей - и с удовольствием отслеживала и освещала каждый ее шаг. И это было несложно - так как Амелия постоянно была “на виду”. Она испытывала новый образец парашюта, совершала погружение в Атлантике в водолазном костюме и опробовала выход из подводной лодки под водой через шлюзовую камеру.







А.Э. на парашютной вышке, 1935 г.
А.Э. готовится к водолазному погружению в Атлантике, 1929 г.
А.Э. производит процедуру крещения патрульного дирижабля "Дефендер"... с помощью молока - на дворе 1929 год и Сухой Закон!
А.Э. "крестит" новый личный самолет промышленника К.С.Паркера, 27 ноября 1928 г.

Она выступала в качестве “крестной матери” при вводе в строй нового патрульного дирижабля для флота США, и выходила в море на авианосце «Лексингтон» - чтобы узнать больше о специфике работы авианосной палубной авиации. И все это время - новые и новые рекордные перелеты...

Уже 10 июля 1932 г. - вскоре после возвращения из Европы - Эрхарт на своей отремонтированной “Веге” попыталась побить установленный ее подругой и соперницей Рут Николс женский рекорд скорости на трансконтинентальном маршруте. Она стартовала в Лос-Анджелесе, но проблемы в топливной системе заставили ее совершить незапланированную посадку в Коламбусе (Огайо), что увеличило ее время на маршруте до 19 ч. 14 мин; “чистое” полетное время составило 17 ч. 59 мин. Тем не менее, рекорд был побит.
24 августа 1932 года Эрхарт вновь преодолевает трансконтинентальный маршрут - из Лос-Анджелеса в Ньюарк. Теперь она стала первой женщиной-пилотом, пересекшим Американский континент от побережья до побережья без промежуточной посадки ; время в полете - 19ч. 7мин. 56 секунд. Новый рекорд!
Одновременно, как оказалось, Амелия побила и мировой женский рекорд дальности беспосадочного перелета (2000 миль), установленный также Рут Николс на маршруте Окленд - Луисвилл.

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикс. Перед началом гонки многие авиационные обозреватели утверждали, что эта гонка вообще “не для женщин”. Условия соревнования в то время напоминали “бой без правил”, где каждый пилот пытался выжать из машины все, что только возможно; самолеты участников были разных типов, а засчитывалось только общее время в полете.
Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжелых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолетов. Амелия была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако подвела матчасть - неполадки в моторе привели к его сильному перегреву, а в довершение всего вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолета.

В результате она пришла третьей; тем не менее, и этот результат при таких обстоятельствах стал сенсацией, еще раз убедительно доказавшей уровень ее летного мастерства.
В очередной раз скептики и циники прикусили языки. А уже через несколько дней Эрхарт бьет собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полете - 17 часов, 7 минут, 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелета вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Амелия вела самолет одной рукой. Другой приходилось удерживать крышку люка над головой, т.к. если бы ее оторвало окончательно, тяжелая крышка могла бы вновь повредить или вообще снести киль самолета.

День 11 января 1935 стал другой памятной вехой в истории авиации. В этот день Амелия Эрхарт стала первым в мире человеком, преодолевшим на своей “Веге” над Тихим океаном в одиночку расстояние от Гавайских островов до Окленда, штат Калифорния.
Этот маршрут считался “гробовым”: на нем погибло столько опытных пилотов, что сами попытки совершения такого полета были в конце концов запрещены специальным решением правительства США. Но Амелия не была бы собой, если бы не добилась для себя специального разрешения попытаться. Время в полете составило 18 часов 16 минут. На аэродроме в Калифорнии ее ожидала многотысячная толпа и поздравительная телеграмма президента США Ф. Рузвельта - “Поздравляю - Вы победили снова!”

image Click to view



Потом были рекордные полеты Лос-Анджелес - Мексико-Сити и Мексико-Сити - Нью-Йорк. Интересно, что Мексику Эрхарт посетила по приглашению ее правительства и президента Лазаро Карденаса “с визитом доброй воли”, т.е. фактически как неофициальный государственный посланник США. В честь ее визита правительство Мексики распорядилось выпустить специальную почтовую марку, почти немедленно ставшую предметом охоты коллекционеров - филателистов.
На обратном пути Эрхарт установила новый мировой рекорд, преодолев дистанцию между Мексико-Сити и Нью-Йорком за рекордные 18 часов, 18 минут. При этом она также оказалась первым человеком, преодолевшим Мексиканский залив по воздуху “по прямой”. Погода в этом районе славится своей непредсказуемостью, частыми внезапными изменениями и штормами - включая знаменитые флоридские ураганы. Поэтому даже самые опытные пилоты всегда предпочитали лететь вдоль береговой линии - включая прославленного Чарльза Линдберга, установившего предыдущий рекорд скорости на маршруте Мексико-Сити - Вашингтон. Благодаря прямому курсу Амелии удалось улучшить время Линдберга более чем вдвое - на 14 часов, пройдя дистанцию до Вашингтона за 13 ч. 6 минут.




Всемирная слава

К середине 30-х годов Амелия Эрхарт прочно вошла в самые высокие круги американского истеблишмента. Ее близкими друзьями и коллегами по работе были наиболее влиятельные люди в стране - руководители стремительно развивающейся авиапромышленности и другие капитаны индустрии, видные ученые, министры, генералы, адмиралы и короли прессы.




Она стала близким другом президентского семейства и иногда после вечернего чаепития в Белом доме совершала ночные полеты над Вашингтоном с супругой президента Элеонорой Рузвельт. Первая леди мечтала научиться сама управлять самолетом...

При всем этом любопытно что практически все, лично знавшие Эрхарт, утверждают что несмотря на такой стремительный взлет к мировой известности она оказалась совершенно не подвержена так называемой “звездной болезни”. Мировая слава не изменила ее добродушного и дружелюбного характера, и даже по воспоминаниям самых острых на язык репортеров она оставалась исключительно спокойной, тактичной и доброжелательной ко всем, кто общался и работал с ней. Известна история о том, как Эрхарт, узнав о туберкулезе у одного из пожилых авиамехаников, когда-то работавших с ней, купила для него небольшую апельсиновую ферму, чтобы он мог оплачивать свое лечение и сводить концы с концами. Вообще, по меткому выражению одного из современных американских историков, «...пожалуй по количеству историй, вошедших в детские книги и учебники американской истории, Амелия Эрхарт является вторым человеком - после отца нации Джорджа Вашингтона!».
К ее чести следует особо отметить что она никогда не опустилась до интриг и подковерной борьбы, которой грешили некоторые из ее коллег-соперниц. В своей книге 1932 года “Просто для забавы” - фактически ее летной автобиографии - Эрхарт подробно и с большой теплотой и симпатией описала также и биографии и достижения своих коллег и соперниц - других женщин-пилотов, в том числе своей основной конкурентки Элинор Смит.





А.Э. в саду своего дома
А.Э. с моделью самолета Локхид "Вега"

Амелия очень спокойно относилась к своим многочисленным орденам, медалям и прочим регалиям. Сегодня эти регалии занимают целый зал в музее университета Пардью, штат Индиана. Дома же у Амелии они в свое время хранились в нескольких больших картонных коробках на верхней полке - за исключением нескольких особо крупных и красивых мемориальных кубков, которые туда просто не помещались, и Джордж в конце концов уговорил жену выставить их на камине: «По крайней мере, они украсят интерьер!».
Обычно требовались немалые усилия, чтобы уговорить ее продемонстрировать свои ордена и медали «во всем блеске». В своих мемуарах Джордж весьма ярко описал один из таких случаев - когда в гости к его жене зашла ее подруга с 12-летним сыном, который очень интересовался орденами и медалями и был крайне заинтригован известностью хозяйки дома и рассказом, что у нее их, мол, «целый склад».

После долгих уговоров Амелия извлекла коробки с пыльной полки - что само по себе было хлопотным делом - и наконец вожделенные сокровища предстали перед глазами мальчика. Джорджу особенно ярко врезалось в память выражение его лица, когда коробки, протертые от пыли, были открыты. Это было ошеломление: все то, что он всегда мечтал увидеть, но о чем до сих пор только читал в книгах об асах и героях войны и собирал газетные вырезки - было теперь живьем перед ним, блестя и переливаясь разными оттенками металла, драгоценных камней и инкрустации. Все эти кресты, ордена, медали из самых разных стран, самых разных форм и размеров были перед ним вживую: и сверх всего, как вершина всех его мечтаний - знаменитый «Distinguished Flying Cross» - Почетный Летный Крест Конгресса США!

Джордж видел, как подросток молча потрясенно переводил взгляд с наград на их обладательницу. Он понимал, в чем дело: контраст между этой всемирной выставкой орденов и медалей и скромно сидевшей рядом хрупкой женщиной с немного смущенной улыбкой был слишком велик. «Господи Иисусе…» - только и смог в конце концов вымолвить подросток... «Это точно» - с готовностью согласилась Амелия, и принялась деловито собирать регалии обратно в коробки.

К сожалению, многие вещи, которые сегодня представляли бы историческую ценность, погибли во время большого пожара, случившегося в доме Амелии и Джорджа в 1934 г. В их числе оказались и тетради со стихами, которые Амелия писала в основном "в стол" - для себя и самых близких людей, стесняясь предложить их для публикации.
Вскоре после этого супруги переехали в Калифорнию. Амелии еще с начала 20-х годов полюбился теплый и солнечный климат Западного побережья, где можно было летать круглый год.




А.Э. снова в Калифорнии; 1934 г.

В 1936 г. Амелия приняла предложение о сотрудничестве университета Пардью в Индиане, где возглавила практические исследования по аэронавтике. Здесь же она организовала летную школу, а также занималась консультированием по планированию карьеры для еще немногочисленных тогда девушек-студенток. Джордж начал работать сценаристом в Голливуде, и иногда Амелия заезжала за ним на киностудию; так завязалась ее дружба со многими известными кинозвездами - такими как Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Гэри Купер и Мирна Лой.







Амелия со студентками университета Пардью
А.Э., 20 июля 1936 г.
А.Э. и ее "Электра"
А.Э.: короткий отдых в ангаре (фото Harvey Christen collection, Huntington Library, San Marino, California)

Одно время ходили слухи, что она сама собирается стать кинозвездой - и ей действительно предлагали такой путь, уверяя что стоит ей лишь изъявить желание - и она просто обречена на фантастическую кинокарьеру. Но Эрхарт не проявила особого интереса к такой перспективе. Жизнь в кино была бы другой жизнью, требующей полной отдачи - и соответственно отказа от собственных планов, образа жизни и слишком многих вещей, которые она считала важными для себя.

Кроме того, у нее было довольно критическое представление о собственной внешности. Всю жизнь она стеснялась своих веснушек, с переменным успехом пробуя различные рецепты и косметические средства чтобы избавиться от них. По современным стандартам ее фигуру вероятно назвали бы стройной и спортивной, она же считала себя слишком высокой и худой (при росте 172 см Амелия весила всего 54 кг).
Она вечно забывала поесть; обычно перед долгим полетом она брала с собой в кабину лишь сэндвич c курятиной и баночку томатного сока, но, как правило, в полете забывала о них, а сразу после посадки было не до того, и в итоге она вручала свой "бортпаек" в качестве гостинца местному механику, принимавшему под опеку самолет.

Изнурительные условия частых многочасовых перелетов с неизменным холодом, вибрацией и неподвижностью в тесной кабине привели к тому, что к 30 годам у нее развилась склонность к периодическому отеку лодыжек. В такие дни она сильно комплексовала и даже на официальные и светские мероприятия надевала брюки, чтобы скрыть временно потолстевшие икры.
Еще она сильно стеснялась того, что промежуток между ее передними верхними зубами был заметно шире остальных. В общем-то пустяковый недостаток, легко поддающийся исправлению, но за все годы она так и не собралась сделать это - хотя, вероятно, любая киноактриса не стала бы ждать с этим и пяти минут. Королевы экрана и королева воздуха имели слишком разные жизненные ориентиры и устремления - а звезды, как известно, крайне редко сворачивают со своего пути.

В благодарность за сотрудничество летом 1936 г. университет преподнес Амелии ко дню рождения поистине королевский подарок - новенький сверкающий двухмоторный моноплан Локхид "Электра” L-10E. Теперь она вплотную приблизилась к осуществлению своей давней мечты - совершить полет вокруг света по самому протяженному маршруту, держась как можно ближе к экватору.




А.Э. у своего самолета Локхид "Электра"

Эрхарт считала, что это будет ее последний рекордный полет. Она говорила прессе, друзьям и коллегам, что времена быстро меняются: “Скоро рекорды перестанут быть основным двигателем прогресса в авиапромышленности, и главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер”.

В соответствии с этим убеждением, после возвращения из рекордного полета она собиралась активно участвовать в разработке и осуществлении программы стратосферных и скоростных испытательных полетов, а в промежутках, наконец, отдать дань “…калифорнийскому солнцу, книгам, друзьям и спокойному отдыху на природе”.
По воспоминаниям родственников и друзей, она также собиралась сделать хотя бы небольшую паузу в профессиональной деятельности, чтобы наконец обзавестись ребенком. В то лето 1937 г. ей должно было исполниться 40 лет...

Окончание следует...

michele cervone, lockheed vega, США, история, Амелия Эрхарт, женщины, техника, Авиация, Друзья, Гавайи, Индустриальная Америка, Фото, люди, Чтобы Помнили...

Previous post Next post
Up