Амелия Эрхарт: Первая Леди Атлантики (часть 1)

May 20, 2017 15:35




В 1930-е годы она была самой знаменитой женщиной-пилотом в мире; первой женщиной, преодолевшей Атлантику в одиночку, первым человеком, пересекшим океан по воздуху дважды, и обладательницей многих других авиационных рекордов. Солидные журналы, такие как “Тайм”, из года в год объявляли ее “самой фотографируемой женщиной мира”, далеко обошедшей по этому показателю голливудских кинозвезд.

Тем не менее сложилось так, что у нас о ней почти ничего не известно. Ни одной биографии ее в переводе не издавалось, а доступные художественные фильмы грешат такими неточностями и откровенными фантазиями сценаристов, что вряд ли могут с полным правом считаться "биографическими".

А между тем только в Интернете можно найти около 400 (!) наименований книг, посвященных Амелии Мэри Эрхарт - “первой леди Атлантики”, “королеве воздуха” и национальной героине и любимице миллионов американцев. Имя Эрхарт носят множество улиц, школ и других организаций в разных городах Америки и корабль ВМС США. Принадлежавший ей некогда шейный платок из музея взяла с собой на борт “Шаттла” одна из американских женщин-астронавтов - полковник Эйлин Коллинз (при этом старт корабля был приурочен к дню рождения Эрхарт), а памятники ей можно встретить в разных штатах Америки.

Чем же заслужила Амелия Эрхарт такое уважение и восхищение соотечественников? Впрочем, обо всем по порядку...


Девушка из Канзаса

… Амелия родилась 24 июля 1897 года в маленьком городке Атчисон, штат Канзас, в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи; в юности она стала первой женщиной, поднявшейся на гору Пайкс Пик в Скалистых Горах в Колорадо. Амелия была старшим ребенком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.





Родители Амелии и Мьюриэл - Сэмюэл "Эдвин" Стэнтон Эрхарт (1867-1930) и Амелия "Эми" Отис Эрхарт (1869-1962)
Дом в Атчисоне (Канзас), где родилась Амелия Эрхарт. Сейчас это ее Дом-Музей.

С самых ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. А потому, кроме традиционных девичьих игр и занятий, Амелия изводила кучу патронов, метко стреляя из подаренной отцом винтовки 22 калибра, была отличной наездницей, прекрасно плавала и играла в теннис.

Читать Амелия научилась в четыре года и с ранних лет поглощала огромное количество самой разнообразной литературы. Особенно притягивали ее книги, повествующие о великих открытиях и приключениях. Ее отметки в школе почти всегда были отличными - особенно по естественным наукам, истории и географии. Если же это оказывалось не так - причиной, как правило, была какая-нибудь затеянная Амелией авантюра, за которой следовало «дисциплинарное взыскание». Детство Амелии и атмосферу, которая ее окружала в тихом патриархальном Атчисоне, пожалуй, легче всего представить, перечитывая “Приключения Тома Сойера”. Соседи считали внучку судьи развитой не по годам и безусловно прекрасно воспитанной, но при этом выдумщицей и сорвиголовой, способной на самые невероятные затеи - вроде экспедиции в пещеры на берегах Миссури для поиска пиратских кладов, или самовольного строительства самодельных американских горок из досок, приготовленных для обшивки сарая…





Амелия и ее младшая сестр Мьюриэл, 1904 год
Амелия Эрхарт в 7 лет

Отец Амелии, процветающий и удачливый адвокат, успешно вел дела в интересах железнодорожной компании. Его услуги ценились настолько высоко, что фирма предоставила ему для деловых поездок собственный железнодорожный вагон. Из-за специфики его работы семье приходилось часто путешествовать. Со временем, однако, финансовое положение семьи ухудшилось: Эдвин Эрхарт начал сильно пить, и в конце концов потерял работу. Теперь переезжать приходилось уже в надежде ее найти, и на каждом следующем месте жилось тяжелее, чем на предыдущем. Менялись города, дома, школы... Скоро семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок. В итоге в 1914 году Эми, забрав дочерей, переехала к друзьям в Чикаго.

Здесь в школе Амелия также быстро «выдвинулась» в среде сверстников, - как и учителя, они обратили внимание на необычную эрудицию новенькой и ее активный интерес к самым разным проблемам - включая войну в Европе, социальную политику правительства и права женщин.

Окончив Чикагскую Hyde Park High School в 1916 году, благодаря некоторым средствам полученным семьей по завещанию Амелия смогла поступить в женский колледж Ogontz School в Райдале, Пенсильвания. Это учебное заведение представляло собой своего рода Институт Благородных Девиц, в котором помимо преподавания собственно наук большое внимание уделялось изучению светского этикета и выработке аристократических привычек и манер. Сохранились письма Амелии к матери, в которых она с юмором описывала многократные упражнения - как правильно, элегантно и грациозно истинная леди должна подходить к столу и усаживаться на стул, и прочие подобные светские премудрости. В то время она, конечно, не могла и предполагать как пригодятся ей эти науки в будущем, когда ей придется вращаться в среде президентов, королей и королев и прочих сильных мира сего...

Новый поворот в судьбе Амелии Эрхарт произошел на Рождество 1917 г. Приехав на каникулы в Торонто, чтобы навестить учившуюся там младшую сестру, она увидела на улице тяжело раненых солдат, прибывших с фронтов Мировой войны. Впечатление было столь сильным, что вместо возвращения в школу Амелия записалась на ускоренные медицинские курсы и пошла работать помощницей медсестры в военный госпиталь…







Амелия Эрхарт в 17 лет. Миннесота, 1914 г.
Амелия Эрхарт в колледже в 1917 году.
Амелия Эрхарт (на втором фото - с подругой) во время работы в Спадайна Милитари Хоспитал, Торонто, 1918 г.

К концу войны накопленный опыт вроде бы склонял ее к мысли посвятить свою жизнь медицине. Однако недалеко от госпиталя находился военный аэродром, и посетив несколько аэрошоу, Амелия усомнилась в своем врачебном призвании: здесь она впервые почувствовала притяжение неба.
Во время посещения одного из аэрошоу Амелия с подругой, стоя поcреди поля, с интересом наблюдали за каскадом фигур высшего пилотажа, которые выписывал в небе на малой высоте небольшой красный самолет-биплан. Пилот тоже заметил девушек, и решил их попугать - начав пологое пикирование прямо на них. Не выдержав "психической атаки", подруга бросилась бежать. Амелия осталась на месте, и самолет с ревом пронесся прямо у нее над головой - так низко, что она ощутила воздушную волну и завихрение воздуха позади него. Она была совершенно очарована. "Я думаю, этот маленький красный самолет, пролетая, сказал что-то мне!" - шутила она впоследствии...

...Война закончилась. Амелия, переболев тяжелой пневмонией (подхваченной в госпитале), вернулась домой в Штаты. Некоторое время она изучала в Колумбийском университете биологию, физику, химию и медицину, а также - "просто для удовольствия" (ее любимое выражение) - французскую классическую литературу (к тому времени Амелия знала четыре иностранных языка). В Коламбии тоже не обходилось без приключений: "просто из любопытства" она нелегально обследовала сложную систему подземных коммуникаций и тоннелей, проложенных под университетским комплексом, а в другой раз "при полном параде" - в длинном платье, туфлях на пуговицах и соломенной шляпе - залезла на купол доминировавшего над пейзажем здания университетской библиотеки.

В 1920г. воссоединившаяся семья переехала в Лос-Анджелес, и в январе 1921 года Амелия, по-прежнему очарованная авиацией, начала брать уроки летного мастерства.

Ее первым инструктором была Анита (Нета) Снук - одна из считанных в те годы женщин-летчиц, которая купила подержанный учебный самолет “Кертис-Канюк” и зарабатывала с его помощью на жизнь, обучая всех желающих азам летного дела. Нета сразу отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине. Впрочем отметила она и некоторую ее склонность к авантюризму: несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии пролететь под проводами линии электропередач вблизи аэродрома при заходе на посадку.





Амелия Эрхарт и ее первый инструктор Нета Снук

Уроки стоили недешево, и чтобы оплатить обучение, Амелия стремилась устроиться хоть на какую-то работу: нелегкая задача для девушки в кризисное послевоенное время, когда из армии демобилизовались сотни тысяч молодых мужчин, и естественно при получении работы они имели преимущество. Она играла на банджо и пианино в мюзик-холле, работала фотографом, кинооператором, учительницей, секретаршей, телефонисткой, автомехаником и даже водителем грузовика - и в то же время старалась изучать все, что могла, об авиации - от теории полета до устройства авиамотора.

Женщины были тогда редкостной диковинкой в авиационной среде, и естественно у Амелии и Неты не было недостатка в поклонниках - молодых пилотах и механиках, наперебой приглашавших их в рестораны, на танцы, в театры и кино. Нета с удовольствием принимала эти знаки внимания, но Амелия, к ее огорчению, нечасто составляла ей компанию. С удовольствием общаясь днем с пестрой аэродромной братией, она была не против иногда выбраться на природу за город, на пикник в компании друзей. Но вечера она обычно предпочитала проводить в городской библиотеке, изучая испанский и историю Калифорнии. Нуждаясь в компании, Нета пыталась «перевоспитать» слишком серьезную ученицу, но услышала в ответ: «Знаешь, Снуки - мне кажется, нельзя позволять мужчине тратить на тебя его время и деньги, если ты сама не испытываешь к нему серьезных чувств. По-моему, это просто некая разновидность воровства.» Нета только махнула рукой; тем дело и кончилось.





Амелия Эрхарт: пикник на природе, 1920 г.
А.Э.
А.Э возле самолета, 1922 г.

Примерно в это время Амелия была помолвлена с Сэмом Чэпменом - молодым инженером-химиком из Массачусеттса. Сэм хотел развивать отношения чтобы в итоге увидеть Амелию своей женой, но тут "нашла коса на камень". Отрицательный опыт неудачного брака родителей отпугивал ее, к тому же их взгляды на семейную жизнь оказались прямо противоположны: ей прежде всего хотелось "жить своей жизнью" и сделать карьеру деловой женщины в какой-нибудь технической профессии, Сэм же был сторонником традиционного брака, в котором жена сидит дома и ведет хозяйство. Эти разногласия оказались непреодолимы, и в 1928 году по обоюдному согласию помолвка была расторгнута. Тем не менее они остались друзьями, и до смерти Амелии периодически обменивались письмами и книгами.

Летом 1921 г. Амелия стала гордой владелицей небольшого ярко-желтого биплана “Киннер Эйрстер” - ее первого собственного самолета, купленного с финансовой помощью родителей. Нета Снук не одобрила приобретения. “Эйрстер” был опытным самолетом, существовавшим в единственном экземпляре, и оснащенным 3-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения - одним из первых подобной конструкции в США. Один из цилиндров этого двигателя имел склонность к заклиниванию в самый непредсказуемый момент; в целом же, многие считали что это опасный самолет, слишком строгий и не прощающий ошибок в пилотировании.
Тем не менее Амелия уже приняла решение, и теперь все свободное время она проводила в воздухе, осваивая искусство воздушной акробатики - под руководством одного из опытных отставных армейских пилотов.

Результаты последовали быстро. В 1922 Амелия Эрхарт установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на высоту 14000 футов - выше, чем это удавалось до сих пор любой женщине-пилоту.
Вскоре последовали новые достижения. Интерес публики к авиации в те годы был огромен, и на аэродромах Калифорнии часто проводились авиашоу с имитацией воздушных боев, разнообразными рискованными трюками и состязаниями в искусстве высшего пилотажа. Уже к концу года Амелия стала признанной звездой подобных воздушных родео, ее имя стало все чаще появляться в авиационной прессе. А вскоре, 16 мая 1923 года, она получила лицензию Национальной Ассоциации Аэронавтики США.





Самолет Киннер Эйрстер
Амелия Эрхарт: фото из летной лицензии

Тем не менее крах бизнеса, в который семья вложила свои деньги, и окончательный развод родителей в 1924 г. вынудил Амелию продать самолет, чтобы купить автомобиль для поездки с матерью через всю страну в Бостон. На некоторое время Амелия вернулась в Нью-Йорк - в Колумбийский университет, затем планировала перейти в Массачусеттский Технологический Институт, но увы - средств на это не хватило. В итоге она получила работу преподавателя английского языка для детей иммигрантов в детском доме Деннисон Хауз в Бостоне. Все свободное время и деньги она использовала для летной практики.



Амелия Эрхарт с воспитанниками детского дома Деннисон Хауз

Очень быстро она приобрела известность и неподдельное уважение в местных авиационных кругах - поскольку не только хорошо летала, но и не брезговала измазать руки маслом, с удовольствием часами копаясь в моторах и помогая механикам обслуживать самолеты на аэродроме.

Однако судьбоносный шаг к мировой славе был сделан ей только 17 июня 1928. В этот день Амелия Эрхарт стала первой женщиной, пересекшей Атлантику на борту самолета Фоккер F-7 “Friendship” - "Дружба" - в компании пилота Уилмера Стульца и бортмеханика Лу Гордона.

Перелет был организован известным нью-йоркским издателем Джорджем Палмером Путнамом.
Амелию как кандидатку ему порекомендовал адмирал Р.Белкнап. Один из ранних провидцев будущего значения авиации и военно-воздушной мощи, он активно интересовался авиационной жизнью в Бостоне и окрестностях и успел заметить и выделить худощавую блондинку, летавшую лучше многих парней и уже успевшую создать себе этим соответствующую репутацию.
Как позднее вспоминал Путнам, едва увидев Амелию, он немедленно “почувствовал” в ней будущую мировую знаменитость. Предчувствие не обмануло опытного издателя и пресс-агента, а впоследствии их судьбы оказались связаны гораздо прочнее чем они могли предположить при первой, почти случайной встрече по сугубо деловому поводу.
А пока в глубоком секрете, дабы не привлекать внимания конкурентов, трехмоторный Фоккер был переоборудован в мастерских на окраине Бостона, оборудован всем необходимым для трансокеанского перелета и - на всякий случай - переоснащен с колес на поплавки.




Вылетев с Ньюфаундленда, самолет пересек океан за 20 часов 40 минут и приводнился у побережья Англии. Из-за сочетания редкостно плохой погоды и отсутствия опыта управления тяжелыми многомоторными самолетами, Амелия, к своему глубокому сожалению, проделала этот путь фактически в качестве пассажира. После посадки она с досадой сказала репортерам: “Меня просто везли, как мешок с картошкой.” Она постоянно стремилась переключить навязчивое внимание прессы на истинных пилотов “Фоккера”, однако публику интересовала только “первая женщина в трансатлантическом перелете”. Тем не менее, это оказалось реальным началом блестящей карьеры Эрхарт в авиации.



Атлантика позади! - июнь 1928, Фоккер Friendship в Саутхэмптоне

Вскоре она научилась пользоваться преимуществами, которые дает известность. Она использовала ее как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в «традиционно мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время Амелия опубликовала в прессе множество статей о развитии авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны.
Некоторое время Амелия была очень популярна как «авиационный обозреватель» журнала «Космополитэн». Она сама создала оригинальную коллекцию платьев и костюмов, специально ориентированных на деловых женщин; ее модели пользовались большим успехом и продавались в специальном отделе крупнейшего универмага «Мэйси» в Нью-Йорке.




Амелия Эрхарт рекламирует собственную линию модной одежды

Организатор ее перелета Джордж Путнам предложил Амелии написать книгу о перелете, которую она так и назвала - «20 часов, 40 минут» - в соответствии с временем, проведенным в полете.
Вскоре однако Путнам обнаружил, что его интерес к Амелии вышел за рамки делового сотрудничества. Это ускорило распад его первого брака, уже и без того давно трещавшего по швам. Вскоре Джордж Путнам развелся с женой и приступил к правильной осаде, настойчиво атакуя Амелию предложениями выйти за него замуж.

Потомственный газетчик Джордж Путнам был достаточно яркой и неординарной личностью. Родившись в богатой семье, он получил прекрасное образование и воспитание в традициях аристократических салонов восточного побережья, но в молодости попал в качестве репортера на Дальний Запад, где усвоил манеры, живо описанные Марком Твеном в знаменитом рассказе «Журналистика в Теннесси».
Путнам мог быть очень разным: аристократически рафинированный учтивый интеллектуал с друзьями и теми, кто был ему по душе, он с легкостью переходил на ковбойский лексикон, если что-то вызывало его раздражение. При этом он имел безошибочное репортерское чутье на будущую сенсацию (которое его конкуренты называли «инстинктом убийцы»), а также широкий кругозор и энциклопедические познания в самых разных областях.

Амелии нравился Путнам, но она по-прежнему отвергала саму мысль о том, чтобы превратиться в традиционную домохозяйку, и потому упорно сопротивлялась его предложениям. Амелия считала, что традиционный патриархальный брак - это «могила где умирают мечты» и не желала жертвовать собственными мечтами и устремлениями во имя того чтобы, как большинство женщин того времени, просто вести хозяйство и стать, как она говорила, “домашним роботом”. Но доказать готовность Путнама к браку в стиле равноправного партнерства могло только время. Однако Джордж Путнам был готов ждать и не терял надежды.

Эрхарт была абсолютно убеждена в большом будущем коммерческих авиаперевозок - она стояла у истоков организации нескольких крупнейших регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращенной к слушателям: “До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!”

В 1929 г. Эрхарт помогла сформировать международную организацию пилотов-женщин, названную “Девяносто девять” - по числу первых ее членов, и в 1930 г. она была избрана первым президентом новой ассоциации (сегодня ее членами являются тысячи женщин-пилотов из многих стран мира). Однако вся эта бурная общественная деятельность отнюдь не отвлекла Амелию Эрхарт от того, что она считала для себя самым важным - полетов.

Продолжение следует

michele cervone, Канзас, история, техника, Друзья, fokker_f.vii, Фото, США, Амелия Эрхарт, женщины, Авиация, транспорт, Индустриальная Америка, Первая Мировая Война, Чтобы Помнили..., люди

Previous post Next post
Up