Что могло бы и должно быть критерием эффективности новых велодорожек?
Если покопаться в международных рекомендациях, вероятно, можно найти много различных параметров, по которым можно оценивать успешность или провальность велодорожек. Я бы выделил два основных фактора:
- рост числа людей на велосипедах. В последние годы и так, без всяких велодорожек, людей на велосипедах становится всё больше. Поэтому, чтобы оценить, насколько велодорожки повлияли на прирост велосипедистов, нужно проводить подсчеты велосипедистов как на тех направлениях, где появляются велодорожки, так и в контрольных точках на тех направлениях, где велодорожек нет и не предвидится.
- уменьшение числа ДТП с велосипедистами и снижение их тяжести. Совсем идеально, если снижается абсолютное количество ДТП. Но как минимум должно наблюдаться относительное снижение - относительно числа велосипедистов или велопоездок, или общего километража велопоездок.
По обоим этим пунктам у меня есть определенный скептицизм в отношении появившихся в этом году в Петербурге велосипедных и велопешеходных дорожек. При их проектировании допущен ряд ошибок, вследствие которых прирост пользователей может оказаться намного меньше того, что могло бы быть. Есть и потенциальные проблемы с безопасностью - например, трассировка велодорожек по разделительной полосе между основной проезжей частью и боковым карманом означает появление двух дополнительных пересечений авто- и велотрафика на каждом (!) перегоне.
Чтобы понимать потенциальные проблемы будущих велосипедистов, стоит освежить представление о том, кто явялется целевой аудиторией: "
Пользователи велотранспортной инфраструктуры - кто они?", и вспомнить про "
Пользовательские требования к велодорожной инфраструктуре".
Итак, что же является источником сомнений.
Во-первых, субъективная безопасность:
- отсутствие пересечений велодорожек с поперечными дорогами. Почти на каждом перекрестке велодорожка прерывается, и люди в соответствии с правилами дорожного движения могут перейти дорогу только пешком. В этом блоге мы уже вспоминали чем это плохо - посмотрите
видеообъяснение Владимира Злоказова. А вот и
список таких разрывов;
- велополосы (а не велодорожки). Велополосы кажутся идеальным вариантом для тех, кто уже без боязни ездит рядом с автомобилями. И, конечно, лучше иметь на дороге велосипедную полосу, чем не иметь. Но подумайте о тех людях (а их большинство), кто просто боится ездить по проезжей части, будучи отделенным от потока машин только разметкой. Не говоря уже о том, что велополосы можно делать только на улицах с неинтенсивным и небыстрым движением, а не как у нас; о том, что придется дополнительно следить за тем, чтобы на них не парковались машины, а зимой на них не складывали снег; что каждый лишний метр от проезжей части - это уменьшение и выхлопов в легких, и грязи из под колес автомобилей; и о том, что детям до 14 лет в принципе нельзя ездить по велосипедным полосам.
- дополнительные пересечения в карманах. На Гражданском и местами на Пискаревском проспектах велодорожки проходят по разделительной полосе между основной проезжей частью и боковым карманом. Это означает, что на каждом таком перегоне прибавляется по два пересечения с проезжей частью. Отпустили бы вы своего ребенка в школу на велосипеде по таким велодорожкам, а пожилую бабушку/маму в парк?
А ведь идее использовать разделительные полосы уже несколько лет, и я давно критикую этот подход: посмотрите, например, в конец поста про "
Придорожные карманы", там ровно те же слова. А два года назад мы обсуждали разные другие, более удобные и безопасные варианты:
Во-вторых, реальная безопасность:
- отсутствие пересечений на перекрестках;
- дополнительные пересечения в карманах.
В-третьих, удобство:
- отсутствие пересечений на перекрестках;
- кое-где усугубляемое П- и пентаобразными переходами. Помимо особо выдающейся “черной велодорожной дыры” на Аптекарском мосту, где сходятся пять велодорожек, и
не предусмотрено их соединение, отличился перекресток Пискаревского и Полюстровского проспектов:
- бордюры поперек велодорожек, на их пересечениях с придорожными карманами и боковыми проездами;
- отсутствие пандусов на спуске на набережной:
- и тот самый портал в Хогвартс, где велодорожка упирается в причал “Силовых машин”:
Заметили систему? Повторяются одни и те же недостатки. И ровно они же являются нарушениями связности велодорожной сети.
А вот с привлекательностью всё отлично, особенно на набережных. А на других участках не хуже среднего про городу.
Комфорт тоже вполне на уровне обычных дорог и тротуаров. Хотя лужи на велополосах и ямы на велотротуарах все же мешают.
В общем, по четырем из шести критериев наблюдаются большие проблемы.
Сознаюсь, с названием поста я нарочно немного пережелтил. На самом деле, это не прогноз, а только предпосылки. И, как говорится, жизнь покажет, насколько я ошибся. А я очень хотел бы ошибиться в этом вопросе. Но ещё больше хочу, чтобы поменьше ошибались те, кто планирует, проектирует и строит велодорожки в нашем городе.