По данным ГИБДД (
stat.gibdd.ru) в 2016 году в Санкт-Петербурге произошло 6104 ДТП, в которых погибло 239 и ранено 7208 человек.
Самые частые виды ДТП:
• столкновение транспортных средств - 40.3%,
• наезд на пешехода - 38.5%.
На порядок реже происходят:
• наезд на препятствие - 5.8%,
• падение пассажира - 5.6%,
• наезд на велосипедиста - 3.9%,
• наезд на стоящее транспортное средство - 3.7%,
• иные виды происшествий (такие как наезд на сотрудника Госавтоинспекции, наезд на дорожного рабочего, наезд на ребенка в коляске и т.п.) - 1.3%.
Довольно редки случаи опрокидывания транспортного средства - 53 ДТП, что составляет менее 1%. Самым редким видом ДТП стал наезд на животное, таких случаев зафиксировано всего три.
Более, чем в 30% дорожно-транспортных происшествий, им сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети.
В среднем в ДТП разных типов пострадавшими оказываются от 1 до 1.37 человек. По числу раненых "лидируют" столкновение ТС и наезд на стоящее ТС - 1.37. По одному пострадавшему приходится на случаи наезда на пешехода, на велосипедиста и на животное.
Самыми смертельными видами ДТП являются опрокидывание и наезд на препятствие - 1 погибший приходится на 13-14 ДТП такого типа. Наименее смертельными - падение пассажира (1 погибший на 114 ДТП этого типа), наезд на велосипедиста (1 погибший на 60 ДТП), и "иные виды происшествий" - 1 погибший на 40.5 ДТП. Среднее значение по всем ДТП - 1 погибший на 25.5 происшествий.
***
4935 аварий (80.8%) произошло по вине водителей. На такие ДТП приходится 73.6% погибших и 83.8% раненых.
Более половины погибших в ДТП (52.3%) составляют пешеходы.
Большая часть ДТП с пострадавшими пешеходами (96.6%) квалифицируется как "наезд на пешехода". В остальных случаях пешеходы, по-видимому, "попадают под раздачу" в авариях, отнесенных к другому типу - столкновение транспортных средств, наезд на препятствие и др.
43.9% случаев наезда на пешеходах произошли по вине пешеходов, 56.1% по вине водителей. Наезды, случившиеся по вине пешеходов, оказывались в полтора раза более гибельными для них (1 погибший на 15 ДТП такого типа), нежели наезды по вине водителей (1 погибший на 22 ДТП).
Почти половина наездов на пешеходов (44.8%) произошли на пешеходных переходах - 564 на регулируемых переходах, 487 на нерегулируемых. Можно предположить, что 55.2% таких происшествий произошли вне пешеходных переходов - на перегонах, на дворовых и иных территориях. При этом пешеходы на переходах оказались намного дисциплинированнее водителей. Первые признаны виновными в 196 случаях наездов, вторые в 729.
При почти в четыре раза большей невнимательности водителей, ошибки пешеходов на переходах оказались почти в два раза более фатальными - пешеход гибнет в среднем в каждом 13-ом наезде по своей вине, и в каждом 24-ом по вине водителя.
Регулируемые пешеходные переходы намного фатальнее нерегулируемых: на первых погибший пешеход приходится на 19, на вторых - на 32 ДТП.
***
За год зарегистрировано 247 аварий с велосипедистами, в которых погибло 4 человека, и ранено 243. Тяжесть ДТП с велосипедистами заметно ниже тяжести ДТП с другими участниками движения: на каждого погибшего велосипедиста приходится 62 аварии, на водителя - 29, на пешехода - 19 ДТП. Велосипедисты при этом составляют 1.7% погибших в ДТП, что в 9 раз меньше числа погибших пассажиров, в 19 раз меньше, чем погибших водителей и в 33 раза меньше, чем погибших пешеходов.
***
В 527 ДТП в числе пострадавших оказывались дети до 16 лет.
В 39.1% ДТП, в которых пострадали дети, они были пассажирами, в 53.9% пешеходами, в 6.6% велосипедистами. Ещё в 2 случаях дети были водителями мопедов.
Четыре ребенка погибли. Один был пассажиром, трое пешеходами. ДТП с пострадавшими детьми отличаются относительно невысоким уровнем тяжести - 1 погибший приходится в среднем на 132 таких ДТП.
Только в четверти случаев (140 ДТП и один погибший) дети оказывались пострадавшими по своей неосторожности. 357 ДТП, в которых погибли трое детей, произошли из-за нарушения ПДД водителями.
С участием детей-велосипедистов произошло 35 ДТП, в 18 из которых вина возложена на детей.
***
Каждое 40-ое ДТП и каждый 11-ый погибший приходятся на "пьяные аварии", когда водитель находился в состоянии опьянения.
Тяжелее других оказываются ДТП по вине водителей в возрасте 25-30 и 60-70 лет. В этих возрастных группах на одного погибшего приходится в среднем около 20 ДТП.
Почти в два раза меньше тяжесть ДТП, произошедших по вине водителей в возрасте 50-60 и 70+ лет.
Из числа ДТП, произошедших по вине водителей, в 71% случаев водителями были мужчины, в 15.6% женщины (для оставшихся происшествий пол водителя не указан). Как и в 2015 году (vk.com/wall207386_1545), тяжесть ДТП, произошедших по вине водителей-женщин, заметно ниже, чем "мужских". Гибельной становится одна из 64 аварий по вине водительниц, и каждое 22-ое ДТП, произошедшее по вине водителя.
В каждом шестом случае водитель скрывался с места происшествия: 971 раз вместе с транспортным средством, 55 раз - оставив свой транспорт на месте происшествия. В значительной части случаев разыскать скрывшиеся с места ДТП автомобили и водителей не удается: не нашли половину водителей, оставивших свое транспортное средство на месте аварии, и 64% водителей, скрывшихся вместе с транспортом.
С участием автобусов, троллейбусов и трамваев произошло, соответственно, 203, 65 и 67 ДТП. При этом водители автобусов виновны в 120 происшествиях (и только в 97 случаях у водителей имелась лицензия на перевозочную деятельность), водители троллейбусов - в 5, трамваев - в 3 ДТП. В авариях с участием общественного транспорта погибло 13 человек, лишь один из которых был пассажиром (автобуса), и ранены 445 человек, из которых 257 - пассажиры общественного транспорта.