В ноябре прошлого года, понадеявшись на легкую ледовую обстановку, на Севморпути застряли 24 судна. Героем спасательной операции
стал атомоход «Вайгач», который сначала провел караван из пяти судов от Певека на восток, до мыса Дежнева, затем - восемь судов на запад. Конечно, повезло ледоколу в период проводок с погодой, не было длительных по времени и сильных сжатий молодого льда, морозы стояли, ветер особо не работал!
1. Пример ледового коллапса (Финский залив 2011г.).
Не исключаю в данной ситуации пренебрежение
принципом разумной осторожности, который требует от участников мореплавания в условиях неполной информации избирать решение, учитывающее наихудший вариант развития событий, о чем ниже.
ПЛАН-ПЕРЕХОД ПО СМП.
Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
2. Границы акватории СМП.
Севморпуть - это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Заманчиво. Главное препятствие для прохода судов - лед. Даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП. Именно поэтому, переход по акватории СМП необходимо всегда тщательно планировать.
На судне должно выполняться документированное планирование предстоящего перехода. Эта процедура является составной частью общей организации вахты на судне и выполняется на принципах «от причала до причала», т. е. от причала порта отхода до причала первого порта захода в рейсе. Плановый характер перехода должен позволить предусмотреть все возможные опасности и риски в процессе перехода в плавании, особенно, если это касается плавания в акватории Северного морского пути где встреча со льдом не исключена круглый год. При составлении плана перехода должны учитываться как факторы, связанные с судном, так и все внешние факторы, такие как гидрометеорологические, которые можно учесть заранее.
Планирование рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать различная информация, в том числе и информация от судовладельца, оператора судна, агента и т.п., включающая имеемые рекомендации по маршруту плавания, если это связанно с трассами Севморпути. Собранная информация позволит дать комплексную оценку предстоящему переходу, оценить возможные риски и пути их снижения. В результате должны быть выявлены области повышенной потенциальной опасности, прохождение которых следует избегать, и районы, плавание в которых избежать нельзя, но оно будет сопряжено с повышенной степенью опасности, например, плавание в шторм, во льдах, в ограниченную видимость и т.п.
Целью планирования, выполнения предварительной прокладки с составлением плана перехода (Passage Plan), является обеспечение постоянного контроля за безопасностью судна на всем переходе при любых условиях плавания, включая ледовые и гидрометеорологические.
3. Карта ледовой обстановки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/alex_lw_65/36404850/332790/332790_900.gif)
План отражает наиболее безопасный маршрут плавания. Всякое отклонение за пределы безопасной полосы движения означает, что судно находится в более опасной ситуации повышенного риска в сравнении с планируемым риском.
Капитан, лично проверив составленный план перехода, организует знакомство с ним всех судоводителей его экипажа. При этом капитан обращает особое внимание на готовность, надежность и состояние судового навигационного оборудования, готовность средств связи и сигнализации, предполагаемое время прибытия в критические точки маршрута с учетом фактического состояния
погоды, ледовых и метеорологических прогнозов и многого прочего.
4. "Самый мощный ледокол - это ветер".
Подтверждением составления плана рейса является заполнение специальной формы Passage Plan и связанных с ней чек-листов. Подписи всех судоводителей в этих бланках подтверждают знакомство с особенностями предстоящего рейса и учет различных факторов в требуемом компанией объеме.
Предполагаю, отсутствие у капитанов застрявших на Севморпути судов своевременных рекомендаций по маршруту предстоящего плавания, наряду с другими проблемами, и привело к наихудшему варианту развития событий. Вопрос отсутствия этих рекомендаций риторический!
РАЗРАБОТКА МАШРУТОВ ПЛАВАНИЯ ПО СМП.
Согласно п.2 главы II "
Правил плавания в акватории Северного морского пути" Штаб морских операций, созданный ГК "Росатом", разрабатывает маршруты плавания судов и осуществляет расстановку судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории.
5. Трассы СМП.
Согласно
соглашения между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Минтрансом РФ по вопросам взаимодействия и предоставления информационных услуг в интересах морского транспорта, Росгидромет обеспечивает рекомендациями проводки судов во льдах в морях и на трассах Северного морского пути.
6. Обзорная карта.
ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ МАРШРУТОВ ПЛАВАНИЯ ПО СМП.
Согласно п.3 статьи 5.1 "Плавание в акватории Севморпути" Кодекса торгового мореплавания РФ организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и включает в себя, в частности, установление порядка выработки рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории.
Одной из функций ФГБУ "Администрация Севморпути",
согласно информации, размещенной на официальном сайте ФАМРТ (Росморречфлота), является выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути.
Подитоживаю.
Хорошая морская практика не дает готовых и точных рецептов на все случаи жизни, где Севморпуть далеко не исключение. Да и невозможно предусмотреть все великое многообразие возможных вариантов. А ведь капитанам приходится принимать решения всегда в конкретных условиях - с обязательным учетом всех без исключения особенностей данной, сиюминутной ситуации, да еще и предвидя ее возможные изменения.
Удачи всем капитанам во льдах Арктики и семь футов!
P.S. Добавлю, 1 августа в Госкорпорации «Росатом» учреждено ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» («ГЛАВСЕВМОРПУТЬ»).
«ГЛАВСЕВМОРПУТЬ» создан на базе Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» для управления судоходством и организации деятельности на Северном морском пути.
Одним из предметов и видов деятельности
ФГБУ «ГлавСевморпуть» является обеспечение организации ледокольной проводки судов и проводки судов по маршрутам плавания судов в акватории Северного морского пути, а также разработка маршрутов плавания судов и осуществление расстановки судов ледокольного флота в акватории с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории.