Знак участника плавания на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" 1913 -1915 гг.

Oct 18, 2022 12:07

Об открытии архипелага Северная Земля экспедицией ГЭСЛО я уже писал тут как-то ранее. Казалось, что бы еще добавить к написанному, но тут на днях у меня в руках оказалась одна очень занятная вещица, и я решил покопаться в истории ее происхождения, и вот что получилось...
1. Сама вещица, доставшаяся мне к сожалению в копии, а это на самом деле нагрудный знак, выглядит так:


2.


3.


Теперь по сути, осенью 1915 года завершилась деятельность ГЭСЛО. 12 ноября 1915 года Николай II, заслушав в царской ставке в Могилеве доклад морского министра генерал-адъютатна И.К. Григоровича о желательности награждения чинов ГЭСЛО особым нагрудным знаком,
3. Доклад министра стр.1


4. Доклад стр.2


"высочайше повелел": "Знак носить только бывшим в 1913-1915 г.г. на "Вайгаче" и "Таймыре". Тогда же был утвержден и рисунок знака.
5. Описание и рисунок знака





Как видно из документа выше, знак представляет собой окруженное венком полушарие земного шара в ортографической проекции для широты 70 градусов N. На полушарии (серебряном или бронзовом)  путь кораблей из Владивостока в Архангельск показан серебряными точками, а море покрыто синей эмалью. Посреди знака надписи красной эмалью Таймыр,  Вайгач и обозначение годов 1913-1915. Венок лавровый, серебряный, оксидированный в стиле ампир, перехваченный крестообразно ленточками в четырех местах. На венке сверху золотой вензель императора Николая II, а внизу золотой вензель наследника цесаревича Алексея. Оба вензеля увенчаны золотыми императорскими коронами. Вензеля на знаках присутствуют в ознаменование открытых островов, названных их именами.

Само упоомянутое выше плавание ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» из Владивостока в Архангельск проходило в 1914-1915 гг. под руководством капитана 2 ранга Б.А.Вилькицкого. Знак был утвержден приказом по Морскому ведомству № 510 от 22 ноября 1915 г.
6. Приказ № 510


Знак был вручен всем участникам плавания, а также морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу, помощнику морского министра вице-адмиралу П.Н.Муравьеву, начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту М.Е.Жданко, бывшему начальнику экспедиции генерал-майору И.С.Сергееву, а также бывшим командирам «Таймыра» и «Вайгача» капитанам 1 ранга А.В.Колчаку и Ф.А.Матиссену, причем за казенный счет были изготовлены знаки только для нижних чинов. Все классные чины заказывали знак за свой счет.

Кстати, еще в 1914 года "За его труд по открытию полярных земель к северу от Азии" Б.А.Вилькицкий был награжден Большой Константиновкой медалью Императорского Русского географического общества.
7.


Источники: РГАВМФ ф.227, Оп.1, Дело 318
Бойнович А.Д.,  Доченко В.Д. "Российский императорский флот в знаках и жетонах".
Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. "Полярная экспедиция на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1910-1915 годах.

"Вайгач", Севморпуть, Борис Вилькицкий, Арктика, "Таймыр", ГЭСЛО, Ледовый поход, плавание во льдах

Previous post Next post
Up