РУССКИЙ ХУДОЖНИК СВЕШНИКОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1927 - 1998).ИНАКОМЫСЛИЕ. - Ч.1.

Aug 11, 2016 11:55



9 февраля 1946 года, из дома своих родителей в Москве вышел девятнадцатилетний студент художественного училища Борис Свешников. Целью его прогулки было купить керосин в соcедней лавочке, и в руках он держал бидон. Домой он вернулся через десять лет.Борис Петрович Свешников был арестован за участие в террористической группе, готовящей покушение на Сталина. Одним из участников этой сфабрикованной НКВД группы был художник Лев Кропивницкий, вместе с которым Свешников учился. С другими "заговорщиками" ему, кажется, так и не удалось свести знакомство. Но следователя по его делу такие мелочи не смущали. Да. - соглашался он в конце следствия с доводами обвиняемого, - никого из этих террористов Свешников не знал.А вот если бы знал... Такова была полицейская логика сталинских времен.  Свешников Борис Петрович (1927 - 1998) - российский живописец, график, причастный к героическому движению художников-нонконформистов 1960-х. В 1944 поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ). Два года спустя был арестован вместе с группой студентов. На допросе он объяснял: "У нас художники в своем творчестве не свободны, они не могут писать то, что хотят, а только то, что приказывают". Был осужден на восемь лет лагерей. В 1946-1953 гг. находился в Ухтомлагере Коми АССР (созданный там цикл рисунков принадлежит к самым значительным памятникам так называемого "лагерного искусства"). В 1947 перемещен в Ветлуглагерь, где работал ночным сторожем на деревообрабатывающем предприятии, к которому была присоединена малярная мастерская. Он писал там тайком. Позднее занял видное место в московском "неофициальном искусстве".





Угасащий день



Мистический бал

В его творчестве традиции романтизма и символизма переходят в полуфантастический гротеск, сочетаясь в живописи с зыбким красочным пуантилизмом. Сам Свешников вышел на свободу в январе 1954 года, через восемь лет после ареста. В 1956 реабилитирован. Он поселился в Тарусе, а в 1956 году переехал в Москву, как раз в то время, когда наряду с официальным искусством появилось искусство неофициальное, нонконформистское. Мистические пространства его картин восхищали не только друзей по "лианозовской группе", но и более молодых художников-концептуалистов. Известный писатель-диссидент Андрей Синявский назвал меланхолические полотна Свешникова "сновидениями вечности, скользящими по стеклу природы или истории". Упорный и кропотливый труд, благородные и гармоничные образы Свешникова вывели его в ряд крупных мастеров.



Внезапное откровение



Цветник на снегу



Спящая под солнцем.



Пять фигур в пейзаже.



Ночь.



Мольба

Член Союза художников СССР с 1958. В этом же году он впервые экспонировал свои работы на выставке «ЭКСПО-58» в Брюсселе (Бельгия). В 1959 принял участие в 5-й выставке произведений молодых художников Москвы, в 1961 - в выставке произведений московских художников в Народном театре в Тарусе.В 1960-х - 1990-х мастер плодотворно работал для Гослитиздата, создав множество иллюстраций к произведениям Гёте, Гофмана, Андерсена, братьев Гримм, Метерлинка, К. Паустовского и других авторов.
     Участвовал в выставках:
     1969 - в Институте мировой экономики и международных отношений (Москва);
     1970 - Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария);
     1974 - Progressive Stromungen in Moskau 1957-1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ);
     1976 - Exposition au Musee russe en Exil (Монжерон, Франция).
     Художник принимал участие в выставках, проходивших в Австрии (Вена), ФРГ (Брауншвайг, Констанц, Заульгау, Эслинген), а также в США, Италии, Бельгии и др .



Голос осенней птицы



Забор



Долгий путь



Портрет неприятного человека



Две мечты



История болезни



Ночная сцена



Немое забытье.



Дерево



Процесс 1973



Дама с кошачьим черепом.1956



Посмертное свидание,1989

Илья Кабаков, Из книги: "60-е - 70-е…Записки о неофициальной жизни в Москве", 1999, WIEN, стр.190-196: "Что же лежит в основе искусства (Свешникова)…? Смерть как неизменяемое, несмываемое, неисчезаемое состояние, именно состояние. Не смерть, как небытие, отсутствие, а "бытие смерти", ее "пребывание", если можно так сказать…Он отнюдь не метафоризировал эту тему, не делал аллегорий типа скелета и проч. Боря изображает как бы повседневность… Но дело не в сюжете и не в тех предметах, и не в том пространстве, которое он изображает, а в том особом "воздухе", в той атмосфере, которая пронизывает и наполняет эти пространства. Это воздух, из которого полностью выкачена и улетучилась всякая жизнь и всякая память о какой бы то ни было жизни… Это особый какой-то театр существ без крови, что ли. Вот эта выкаченность бытия из поз и сюжетов бытия производит убийственное впечатление.Но дело не только в этом. А и в том, что все пространство картины пронизано особым светом… Это мир без теней, без деления на белое и черное… Холодный, чуть голубоватый свет смерти пронизывает эти предметы, этих людей, эти дома, эти горы, ландшафты, облака…Искусство Бори делится как бы на две группы… Это удивительная серия рисунков, с которыми он приехал из лагеря,… и живописные его работы… Вот это присутствие мертвящего света особенно сильно в его рисунках… Картины Бори послелагерного периода наполнены какой-то особой фактурой, которая резко отличается от контурной техники рисунков. Они исполнены какой-то особой цветной пуантелью, которая образует странное фосфоресцирующее свечение в разных местах картины, абсолютно не связанное с тем предметным миром и с тем сюжетом, который изображен. Эти сгустки свечения скопляются в разных углах и местах, и можно сказать, что картина живет отдельной жизнью от этих предметов и людей, которые на ней изображены… Но вся сила и энергия, повторяю, этих вещей лежит в той бесконечно сложной и богатой пуантели, которая и есть главный предмет изображения на этих картинах… То есть, разведенность в известном банальном смысле - "разведенность формы и содержания" - в данном случае является одним из самых сильных и действующих средств, которые характерны для искусства Бори Свешникова".



Прогулка.



Пейзаж.1975.Бумага тонированная, тушь, перо, белила



Дева с младенцем



Воспоминания о Ренессансе



Трое в поле



Автопортрет.

Свешников был «единственный, кому не пришлось делать поворота в своем творчестве. Правоверным натуралистом он никогда и не был. …Свешников очень литературен, но эта литературность особого характера. У него нигде нет логически построенного сюжета. Многочисленные персонажи его полотен всегда в действии, но эти действия совсем не направлены на то, чтобы сложиться в стройную сюжетную концепцию. Его заполненные фигурами композиции причудливы и алогичны. Это спиритуалистическое проникновение в особый, никем не виденный мир. …Обычно люди связаны с пейзажем, который и сам несет большую эмоциональную нагрузку. Блестяще нарисованные фигуры людей подчеркнуто выразительны, иногда почти гротескны, но это не гротеск. И не сюрреализм. Даже не неоромантизм, хотя именно к нему Свешников ближе всего» .Работы художника хранятся в Музее современного русского искусства в Джерси-Сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (штат Нью-Джерси, США), а также в собрании общества «Мемориал» (Россия) и в других коллекциях.

Источник

Свешников Б.П., пуантелизм, арт, искусство, художник

Previous post Next post
Up