«Неперемолотые» открывают музей в Озерске

Nov 26, 2013 10:25


Музеями и музейными экспозициями город Озерск не удивишь.

Есть у нас и «городской» музей, и музей производственный (ибо в народном сознании глубоко засело название «музей» в отношении Центра информирования общественности ФГУП «ПО «Маяк»).

Были в свое время музеи и в каждой школе (сейчас кое-где эта традиция восстанавливается).

И вот вчера, 24 ноября, в Духовно-просветительском центре «Первоцвет» при храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Озерска открылся свой музей.

И начал он работу с экспозиции «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке».








Сдержанную, без излишней помпы церемонию открытия музея возглавил настоятель Свято-Покровского храма г. Озерска протоиерей Димитрий Шорин, слово также было предоставлено представителям от организаторов выставки - Олегу Глаголеву, председателю Свято-Екатерининского малого братства (Преображенское содружество малых православных братств) и Оксане Ивановой, автору, куратору и гиду выставки «Неперемолотые».

Затем Оксана Витальевна провела более чем двухчасовую экскурсию по экспозиции…















Организаторами передвижной выставки стали: Преображенское содружество малых православных братств, Екатеринбургская православная духовная семинария и Свердловский областной краеведческий музей.

Экспозиция проходит при поддержке Государственного комитета по делам архивов Челябинской области, Свердловского областного общественного учреждения «Культурное событие», Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал».

Тематически выставка делится на три части: свидетельство о Христе во время красного террора, служение Богу и Церкви в условиях лагерей, гонения после эпохи сталинизма...

О чем здесь рассказывается?

Конечно, в первую очередь об истории политических репрессий в отношении православного духовенства Уральского региона, куда в 1917 году входили Пермская, Челябинская, Вятская, Екатеринбургская, Уфимская и Курганская епархии.











На стендах и в музейных витринах посетители видят документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний.

Чем уникальна данная экспозиция? Она в определенном смысле - интерактивна и неповторима: немалая часть на ней отведена для «местного материала». Поэтому выставка, работавшая, скажем, в Санкт-Петербурге, несколько отличается от выставки в Троицке или в Архангельске именно теми экспонатами, которые предложены непосредственно на местах…

Но их объединяет одно: они свидетельствуют о том духовном сопротивлении, которое оказывала Церковь наша в борьбе за души людские. О невероятной твердости духовенства и мирян, готовых идти на смерть, но не отречься от своей веры, не предать своего Бога, не стать еще одним иудой…







Экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры, стихи людей, уверовавших на грани жизни и смерти (в окопах Великой Отечественной) рассказывают о жизни Русской Православной Церкви на Урале с момента установления советской власти и вплоть до 1980-х годов, когда еще вполне можно было угодить в лагерь по 70-й статье уголовного кодекса «за антисоветскую агитацию и пропаганду» только лишь за то, что перепечатывал или передавал кому-либо самиздатовский молитвослов или Евангелие...

В годы горбачевской перестройки диссиденты были в особом почете. Многие тогда узнали имя Владимира Буковского - «профессионального сидельца» - который в общей сложности в тюрьмах и на принудительном лечении провёл 12 лет. Да-да, это тот самый, которого в 1976 году советские власти обменяли на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана (обмен произошёл в Швейцарии, куда Буковский был привезён под конвоем и в наручниках), после чего Буковский переехал в Великобританию.





Но я только вчера узнал об уникальном «узнике совести» - архимандрите Таврионе (Батозском), который провел в советских тюрьмах, лагерях и ссылках более 20 лет. При этом - каждый день в тюрьме служил Божественную Литургию. Он свидетельствовал: всё остальное было адом и безумием, а этот час оставался единственным, когда была подлинная жизнь. А выйдя «на волю», сказал, что в нем за эти годы выгорело всё, кроме Любви. Эта великая любовь к людям сохранялась у старца всю оставшуюся жизнь. До конца дней (а дожил он до 80-ти лет) стремился каждого накормить, утешить, исцелить...

Или вот еще история о священнике Михаиле Суханове. Он был сыном расстрелянного священника. Он понимал, что его ждёт такая же судьба. И тогда оставляет свою семью - матушку с двумя детьми - на попечение родных и становится странствующим священником: ходит вокруг Челябинска по посёлкам, деревням, крестит, отпевает, читает Евангелие, служит требы. При этом, не остается на месте дольше одного дня. День прошел - и снова в путь. Куда? Куда Господь позовет. Двадцать лет в таком пути… В те самые годы гонений, когда потребность в духовной жизни в людях еще была, а священников почти не осталось…

Власти на него заводят дело, выдают ордер на арест, поскольку было известно, что он ходит «воду мутит», но… Поймать его так и не смогли. Отец Михаил умер уже в 50-е годы, своей смертью и на свободе. Разве такая жизнь - не подвиг?

Кроме того, на выставке было рассказано несколько «семейных» историй, когда посетители экспозиции «Неперемолотые» узнавали о своих родственниках то, чего не знали никогда…

Вот и вчера, одна из прихожанок сделала для себя открытие, что в Карабаше, откуда родом ее мама, в свое время тоже был лагерь заключенных. «У нас в семье никогда об этом не говорили!» - отметила посетительница выставки…









Как ни удивительно, несмотря на то, что тема выставки, прямо скажем, не предполагает развлечения-увеселения, но после нее остается чувство тихой, светлой радости. Это не буйная радость футбольного фаната от выигрыша любимой команды: «А-а-а! Смотрите, как мы их надрали!!!». Нет. Здесь радость иной природы. Здесь радость с каким-то пасхальным оттенком.

Радость, в очередной раз подчеркивающая: смерти нет.

Есть Жизнь.

И герои экспозиции «Неперемолотые» это доказали.

А.Волынцев
Источник

image Click to view

выставка, видео, Неперемолотые, репрессии

Previous post Next post
Up