Древнее имя бога

Sep 12, 2015 11:25



Это - двуглавый орёл на ограде Русского музея в Петербурге.
Символ достаточно известный и привычный для нас, столь плотно вошедший в жизнь сначала Российской Империи, а потом и современной России, что его начальное, хеттское и византийское происхождение уже основательно подзатёрлось в нашем восприятии.
Однако, речь сегодня вовсе не о нём, а о другом символе, который расположен под когтями у орла - о неприметной «розочке», которую архитекторы ограды Русского музея поместили в лавровый венок, на который опираются лапы символа Российской Империи.
«Да это же просто элемент оградного декора, мы его уже видели не раз!» - скажете вы.
Да, элемент декора, отвечу вам я. Однако элемент с весьма необычными корнями и с весьма непростой историей.


Для начала уясним себе, что масса символов на протяжении человеческой истории не раз меняли своё значение.
Наше сегодняшнее восприятие свастики практически однозначно - Третий Рейх, Гитлер, фашисты, война...
В то время, как изначальное значение свастики, как солярного знака прослеживается на протяжении тысячелетий развития арийской цивилизации.

Кстати, заметьте, как вы напряглись при слове «арийцы». Поскольку тут же к вам выскочило подсознание и добавило эпитет «истинные», которые снова вывело вас на Штирлица, радистку Кэт, гестапо - и снова на Гитлера, фашистов и Третий Рейх.
В то время, когда слово «арийцы» вполне столь же употребимо, как «кельты» или же «семиты». Это всего лишь исторические общности групп народов, которые объединены общими предками и несут одинаковые гаплогруппы (генетические маркеры, передающиеся по мужской линии). Ну и, как следствие, общие предки уже задают нам общий уклад жизни, общественные отношения, культуру и религию.

Однако, вернёмся к ограде Русского музея. Другие элементы этого забора имеют, как ни удивительно,  гораздо более близкое к фашизму символьное отражение, нежели арийцы или свастика. Вот они:



В качестве колонны, поддерживающей решётку ограды Русского музея выбрана фасция римского ликтора - пучок прутьев с привязанным к ним топором, который символизировал сначала власть римского царя, а потом - полномочия, данные ликторам римскими консулами, когда царей в Риме сменила республика.
В 1930-е годы Муссолини, бредя идеями вывести своё фашистское государство напрямую от древнего Рима и римских императоров (тогда итальянцев даже пытались переназвать «римлянами»), ввёл римскую фасцию в качестве официальной государственной символики в предвоенной Италии.

И именно от названия фасции и произошло название государственного и социального строя, разгромленного по итогам Второй мировой войны и до сих пор вызывающего массу дискуссий в обществоведении, социологии и, понятное дело, массовой культуре - фашизма.

Однако, понятное дело, строители ограды Русского музея в XIX веке отнюдь не думали о фашизме следующего, ХХ века. Они просто использовали доступные и понятные им символы, декорируя ограду различными известными им сакральными и властными символами.
Кстати, как вы заметили, известная нам «розочка» тоже вполне себе присутствует на навершии символа власти - римской фасции.

Что же это за символ?
Если вы помните, то я уже поднимал вопрос этого символа, рассказывая вам о декоре и убранстве храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Там этот символ красуется над проходом, который использовал для того, чтобы попасть в Айю Софию сам император Византии:



Общий вид.



А вот она же - покрупнее.

При этом размещение «розочки» над арочным проёмом отнюдь не случайно - так, в той же Айе Софии над неприметной боковой дверью второго этажа рельефно расположен христианский крест:



Кто заходил через эту дверь в храм? Загадка.

Однако история происхождения этого символа отнюдь не ограничивается только лишь Византией и её императорами, а забирается гораздо дальше в глубь времён.
И, для того, чтобы объяснить вам мои обоснованные сомнения в нынешнем прочтении данного символа, как простого декоративного элемента, мне надо показать вам ещё парочку интересных артефактов.

Для начала - надгробие позднеримской эпохи (V век нашей эры) из коллекции государственного Эрмитажа:



Как видите, образ погибшего юноши на надгробии достаточно лаконичен: склонённая фигура, в стандартной для римской традиции форме стелы, повторяющей формы ликийского, а потом и римского саркофага, с его типичной треугольной крышкой.
Многие простые граждане, которые не могли себе позволить по статусу изготовление саркофага для тела усопшего, так и поступали, сжигая его прах или хороня его в обычном гробу, а сверху устанавливали такую небольшую стелу, которую было изготовить гораздоо менее затратно, нежели полноценный ящик-саркофаг.

Однако, посмотрим на верх этой стелы:



На ней отчётливо видно изображение христианского креста, возможно, нанесенное и поверх какого-то другого символа. Я не берусь сказать точно: был ли усопший высоконравственным человеком христианином или язычником и было ли изображение креста нанесено на стеллу сразу или впоследствии, использовалась ли стела единожды или же поменяла владельца.

Мне важно другое: именно данный треугольник, заменяющий на стеле крышку саркофага, является тем сакральным местом, куда было положено наносить божественные символы. По крайней мере - создатель изображения креста нисколько в этом не сомневался.

Ну а теперь, вооружившись этим знанием, мы можем ещё раз пробежаться по массе античных надгробных стел и найти на них массу интересного.
Приведу лишь примеры из того, что встретилось лично мне, всё в той же коллекции Государственного Эрмитажа:



Надгробие Перигена, Боспорское царство, I век нашей эры.



Надгробие Эсхина, сына Геронта, Херсонес, III век до нашей эры.



Надгробие Гликарии, жены Эрота, Боспорское царство, II век до нашей эры.



Надгробие Аристоболы, Рим, III век нашей эры.



Надгробие Феогена и Макарии, Боспорское царство, I век нашей эры.

Как видите, большая часть надгробий простых граждан римского времени носит одну и ту же символику: изображения усопших, их имена - и всё те же «розочки», которые встречались уже нам в храме Айя Софии и на ограде Русского музея.

И вот тут нам надо посмотреть на ещё один интересный экземпляр из собрания государственного Эрмитажа:



Официальное название данного экспоната - «Акротерий с изображением аримаспа, укрощающего двух грифонов».

Во-первых, что такое «акротерий»? Акротерий - это украшение фронтона античных зданий, скульптурная композиция на коньке крыши.
Кстати, как вы понимаете, само название «конёк» возникло тоже не на пустом месте - на навершие крыши у тех самых ариев (коими являемся и мы, русские) обычно помещался символ коня, который и выступал хранителем жилища и очага.

А вот в средиземноморской античности акротерий обычно имел форму то ли пары крыльев, то ли раскрытой половинки двустворчатой раковины, то ли огненных языков пламени. Вот, как пример, акротерий на фронтоне Стамбульского археологического музея:



А вот - фасад храма богини Афины из греческого Ассоса, стоящий прямо внутри здания Стамбульского археологического музея:



Это - уцелевший фасад храма Афины



А это - реконструкция полного вида храма.

Нет, сегодня вам, конечно же, покажут массу «аутентичных и оригинальных» античных храмов, однако большинство из них - не более, чем новодел. Например, колоннада «храма Аполлона» в южнотурецком городе Сиде построена... в 1980-м году. Понятное дело, с целью привлечения туристов к «настоящим древностям».
Как мне сказали, для этих целей к подножию храма в Сиде даже подвозят битый мрамор из соседнего карьера - чтобы туристам было что унести на память с места седых древностей.

А тут, как видите целый уцелевший «храм Афины». Правда, со всё тем же акротерием на навершии.

Частый гость акротерий и на уже знакомых нам древнеримских и древнегреческих надгробиях:



Надгробие Фемистокла, II век до нашей эры



Надгробие Эвклида, Керчь, V век до нашей эры.

Как видите, расположение акротерия на «коньке» надгробия вполне соотносится с храмовой архитектурой и с позднейшим размещением христианского креста и древних скаральных знаков в навершии двери или ворот.

Однако, нам пока интересна фигура главного героя, которого мы поместили в центр композиции - аримаспа.
Кто такие аримаспы?
Кроме изображения аримаспа на акротерии Государственного Эрмитажа до нас дошло лишь несколько изображений аримаспов и гораздо больше - их описаний.
Первое описание аримаспов нам оставил древнегреческий автор Аристей из Проконесса, на труды которого о северных странах, в частности на поэму «Аримаспея», опирался сначала уже упомянутый Гекатей Милетский, а потом - и сам Геродот.

Согласно описанию Аристея аримаспы жили на крайнем севере «известной» (а точнее - полумифической) древнегреческой Ойкумены и послужили в историческое для Аристея время причиной вторжения киммерийцев в Малую Азию. В повествовании Аристея воинственные аримаспы вытеснили с северных земель исседонов, исседоны, в свою очередь сдвинули на юг скифов, а скифы - выгнали с земель к северу от Потна Эвксинского (Чёрного моря) киммерийцев, которые и пришли в Малую Азию, доставив массу неприятностей уже проживавшим там грекам.
Интересно, что севернее аримаспов Аристеем, Гекатеем, а потом и Геродотом располагался народ «грифов» (или «грифонов»), которые обычно изображались с крыльями и тоже воевали с аримаспами.
При этом аримаспы воевали с грифонами за богатейшие запасы золота, которые грифоны имели на своих землях и охраняли из всех сил.



Греческий сосуд, изображающий войну одноглазых аримаспов с грифонами.

Само название аримаспы означает «одноглазые» (скифское «арима» - единица, «спу» - глаз) и указывает на некий отличительный знак этого северного народа.

Что же это было? Почему аримаспы описываются одноглазыми?

Напомню читателям о том, как выглядели жители Великой Степи во времена владычества там скифов (ну или ариев, если вам угодно говорить языком гаплогрупп). Лучше всего нам это доступно после реконструкции мумии, известной, как «принцесса Укока»:



Нет, писаной красавицей она не была.



Кроме того, не исключено, что она брила голову, поскольку относилась к жреческому сословию.

Однако, гораздо интереснее её головной убор. Вот он:



Островерхая шапка, на навершии которой располагалась фигурка тотемного животного.
Выглядела эта конструкция на голове у скифской (пазырыкской) жрицы, которой, судя по всему, и была «принцесса Укока», достаточно эффектно и мощно:



Для сравнения - ещё раз приведу вашему вниманию акротерий с изображением аримаспа из коллекции Эрмитажа:



Кстати, тогда эта скифская (ну или арийская) культура простиралась от причерноморских степей - и вплоть до гор Алтая и Тань-Шаня, вступая в соприкосновение как с культурой классической Греции, так и с Китаем.
Что и отражается в том, что сюжеты «Аримаспеи» находят свои отзвуки не только в древнегреческих текстах, но и в сочинениях китайских авторов. Например, основатель даосизма Лао-цзы попал на территорию Китая уже взрослым и есть сомения в том, что он был этническим китайцем - судя по всему, упоминание о его китайском происхождении не более, чем позднейшая вставка.

Да и вообще оказывается, что многие сюжеты древнегреческого эпоса (вознесение душ, походы и возвращения из загробного мира, река на пути в холодный Аид) напрямую заимстовованы из северного степного шаманского эпоса. Тот же Аристей повествует о «гиперборейских дарах», которые попали через аримаспов к исседонам, от них - к скифам, а от скифов - к грекам (тут, понятное дело, Геродот ввернул «через Аттику», чтобы оправдать лидерство Афин), которые и разместили «гиперборейские дары» в святилище в Делосе, где и произошло рождение древнегреческих богов Аполлона и Артемиды.

Согласно Геродоту, аримаспы получили от гипербореев, после победы над грифонами древние символы бога Аполлона -  стрелу, ворона и лаврый венок, а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями - музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов. Кроме того именно они якобы вдохновили греков на строительство великого Дельфийского храма, который и стал позднее сакральным центром древнегреческой цивилизации.

Поэтому, в общем-то, неудивительно, что сюжеты «третьего глаза» с головного убора далёких северных пазырыкских шаманов стали основой для культовых сооружений Древней Греции, а потом и вошли в религиозную и архитектурную традицию позднейшего времени.
Вопрос для историка и археолога состоит скорее в том, что на самом деле представляли из себя «гиперборейские дары», которые попали в Грецию во времена начала рассвета её классического периода, сразу вслед за ужасными тёмными веками, последовавшими за Катастрофой бронзы.



Европа, Россия, История

Previous post Next post
Up