Партия Зимы, Партия Вечного Лета (HIST12)

Jan 22, 2014 12:52

Зачем я пишу о столь древних моментах, как «тёмные века», последовавшие вслед за Катастрофой бронзы или «тёмные века» после крушения Рима? Почему я копаюсь в старых манускриптах, зданиях, картах и артефактах? Что они должны дать мне - и моим читателям?

Всё объяснимо.
Я рассматриваю историю не как мёртвое знание, а как руководство к действиям в будущем. В будущем, которое неизбежно наступит, в каких бы богов мы верили, не верили и на каком бы языке мы не разговаривали.

Более того, даже вопросы хронологии меня занимают, как бы это ни казалось многим, гораздо меньше, нежели вопрос того, сколько людей жило в древнем Константинополе - и сколько из них ходило в храмы - а сколько на скачки на ипподром.
На котором их и убили во время восстания «Ника», которое и было поворотным пунктом для начала крушения Восточной Римской империи.
Потому что потом, вплоть до постройки уже османской мечети Сулеймана, Вечный город не построит ничего, даже мало-мальски подобного со Святой Софией.
И вся дальнейшая история Византии уже будет лишь слабой тенью тех первых 200 лет Второго Рима, втиснувшихся в период от Константина до Юстиниана.

Если правы Носовский-Фоменко и Уве Топпер - то тогда у нас просто-таки взрывная история, которая уложится в каких-то 2000 лет от первых пирамид Гизы.
И нам надо успевать за её бегом. Иначе нас сомнут куда более удачливые соседи.

Если же права традиционная история - то лишь за последние три с половиной тысячи лет мир уже дважды (в 1200 г до н.э. и в 500 г н.э.) раcпадался буквально на атомы, из которых каждый раз его собирали чуть ли не по пятьсот лет.

Возможно, если права традиционная история, мы уже через 50 лет можем смотреть с благоговением на Останкинскую башню и думать: «Блин, как же предки-то сделали это!». И думать, что это не телевышка, а минарет какого-то древнего и очень могущественного бога.

Точно так же, как архитекторы Юстиниана смотрели на римский Пантеон, не имея возможности его повторить.

Вы не верите в это и считаете, что «прогресс» (это такое римское слово, обозначает «движение вперёд») идёт только в одну сторону - вперёд и вверх?



Вот вам пример реального прогресса. Который и вверх, и вбок, и даже - вниз.
И никаким «духовным возрождением» такого непотребства не оправдать. Это - вещи непересекающиеся в принципе.

Моя версия, которую я постараюсь объяснить в этой статье на примерах тёмных веков Рима, такова: в элите всегда есть партия «продолжения банкета любой ценой» (партия «Вечного лета») и партия «подготовки к тёмному времени» (партия «Зима - близко»).
И именно борьба этих двух партий и различное понимание ими идеи прогресса и определяет траекторию развития общества.
Если первые сорят деньгами и ресурсами, живут в «вечном сегодня» и исповедуют максиму «У кого нет миллиарда - то пусть идут в жопу», то вторым будущее скорее представляется цепью взаимоувязанных событий, в которых  сани таки надо готовить именно этим «вечным», но столь краткосрочным летом.
Забегая вперёд, скажу сразу - учение Христа, очень прогрессивное и правильное на начало нашей эры, по моему мнению, подхватила именно эта партия «Зимы». Которая близко.
Но подхватила уже слишком поздно, когда римское лето уже зажелтело всем спектром красок осени и начало опадать листьями первых ноябрьских заморозков.

Поскольку, судя по материальным находкам в Пергаме и в Эфесе (и ещё в десятке мест Малой Азии, Египта и Италии) - это была партия, которая сохранила в своей традиции сюжеты о прошлых тёмных веках. Которые закончили «золотой век вечного лета» классической бронзы.

Ведь в Египте были отнюдь не глупые жрецы. Гораздо опытнее и гораздо дальновиднее этих греческих и римских выскочек...

Но начнём мы, как и всегда, немного издалека. С древних и малоизвестных богов.

Многих древнегреческих и римских богов мы знаем весьма конспектно, по детским книжкам вида «Мифы Древней Греции», которые рассказывают молодому поколению о подвигах Геракла, самопожертвовании Прометея или о приключениях Персея.

А что вы хотите от книжек для юношества? В них надо рассказывать поучительные истории, с мужественным и патриотическим смыслом.
Вида «Сам погибай, а товарища - выручай», «Добро всегда победит» и «Наши - всегда правы».

Хотя большинство сказок-мифов о древних богах Олимпа скорее показывают нам не героические сюжеты, а тупой и склочный быт их олимпийской коммунальной квартиры, в котором боги либо пытались как-либо позаковытистее подсидеть своих божественных коллег, либо, в невозможности этого - как-нибудь по-злому отыграться на простых смертных.

(чтобы долго не ходить за примерами - история вечной Лето и смертной Ниобы. Ниобий - он именно оттуда. Очень прочный металл).

Поэтому-то часть сюжетов о богах греков и римлян у нас вообще не попала в массовый оборот. А зря. Ведь боги там есть занятные:



Барельеф римский, из II века нашей эры. Участник постановки сценки «С пидорами - не пью» - ни кто иной, как древнеегипетский бог Гор.
Поскольку это - деталь похоронного римского саркофага, то можете понять, кого собирался встречать данный римлянин на пути в свой персональный рай. Гор уже, конечно, достаточно эллинизирован, но хорошо узнаваем в своей классической птичьей ипостаси:



Но Гор, понятное дело, для большинства римских саркофагов - скорее оригинальное исключение наряду с Медузой Горгоной, дельфинами бога Нептуна или простым армейско-кондовым Римским орлом:







В общем вверху, в треугольнике «сакральной зоны» римских саркофагов, которые своими крышками повторяют формы портиков античных храмов, римский народ рисует кого ни попадя, но в основном - именно что своих божественных покровителей.
По желанию на боках крышки саркофага изображают каких-нибудь тотемических существ, что тоже повторяет дизайн любого античного храма.
Кстати, одна из немногих оригинальных уцелевших античных колоннад тоже демонстрируется в Стамбульском археологическом музее. Это оригинальный фасад храма богини Афины из греческого Ассоса:



Это - уцелевший фасад, который стоит прямо внутри музея.



А это - реконструкция полного вида храма.

Нет, сегодня вам, конечно же, покажут массу «аутентичных и оригинальных» античных храмов, однако большинство из них - не более, чем новодел. Например, колоннада «храма Аполлона» в южнотурецком городе Сиде построена... в 1980-м году.
Чего туристическому месту пустовать? Зачем на осколки камней смотреть - любуйтесь на колоннаду!

Ну а реконструкция храма Афины - вполне реальная. А фасад - так и вообще уцелевший во всех деталях, оригинальный.
Поэтому-то вам можно уже немного иначе посмотреть на поздние саркофаги уже упомянутых мною сидонских царей. Долой антропоморфные саркофаги, да здравствует храм!



Мы уже не египтяне! Долой многовековое египетское рабство! Ich bin ein Berliner!
(Ой, извините, это уже было много позже...)
Мы - эллины!

Египет умер? Нет, что вы... Жрецы никогда так просто не сдаются.
Старая вера всегда найдёт себе лазейку и просочится в будущее. Это же мем, а мемы, как мы помним, вполне обладают инстинктом самосохранения, реакциями на внешние возбудители и даже - определённой свободой воли.
Это же натуральная псевдожизнь, которая и живёт, паразитируя взаимодействуя с нашим мозгом.

И, даже у сидонских царей, прямых потомков пиратов из числа «народов моря» нет-нет, да и проскочит что-то древнее, изначальное. Даже в их высокий, эллинистический период, во время которого казалось нет ничего, кроме Греции. Ведь когда создавали вот этот саркофаг в виде лодки, Александр Македонский мыл свои ноги в водах Инда:



Прошло уже эдак с тысячу лет после того момента, когда предки сидонских царей приплыли к берегам спящего Египта - а образ погребальной лодки всё ещё с нами. Картина Репина: «Приплыли». Если кто хочет перечитать. А так - можно и просто сравнить.



Древний мир не сдаётся.
Вот самая популярная сцена на погребальных табличках Древнего Рима. Она называется в научной литературе «сцена симпосия» (Symposium scene) и отображает обычно в случае погребальной римской таблички или пинаки, сцену прощания с усопшим.



В общем, если с пидарами с богом Гором, в общем-то, не сильно и попьёшь на богатом саркофаге какого-нибудь знатного римлянина, то вот в простом прощании с обычным римлянином сцена дружеской поминальной пьянки с недавно усопшим считалась весьма уместной и, как следствие, достаточно обычной для похоронных табличек-пинаксов.

Вот вам ещё одна табличка-пинака:



Но тут есть одно интересное отличие. Во-первых, это не римское изделие, а ещё - древнегреческое.
Во-вторых, тут у нас изображён не безвестный римлянин Вася Василеус, а самый что ни на есть древнегреческий бог.
О котором, в общем-то, нам совсем мало известно из наших школьных мифов.

Аид.

Рядом с которым пирует его верная жена Персефона.

Вот откуда идёт сюжет сцены симпосия, которую так часто изображали на римских пинаках.
Это, в общем-то, и логично - ведь именно древнегреческий Аид, а потом и его калька в виде римского Плутона - заведовали походом мёртвых в их последний путь, к водам Стикса и Ахеронта.

А раз есть бог, то есть и его храмы. Где, по крайней мере можно принести в жерту Аиду-Плутону чёрного петуха или барана - двух священных животных, кровью которых старались облегчить путь мёртвых в страну вечной тьмы.

Но проблема на этом не заканчивается, а только начинается.
Поскольку нам говорят, что «официальных» храмов Аида по всей территории Средиземноморья особо-то и не найдено.
Люди мрут каждый божий день - а храмов Аида как не было, так и нет.
У Афины, у Артемиды, у Аполлона храмы есть.
А у Аида - нет.
Вот такое у нас интересное исчезновение...
Previous post Next post
Up