Константин Двинский Сейчас не особо хочется критиковать Министерство финансов, однако принимаемые решения в отношении банковского сектора выглядят, как минимум, спорными. Поскольку Росимущество и ФНБ находятся в ведении Министерства финансов, то и отдуваться за госбанки должно именно ведомство Силуанова. Подобное является пережитком либеральной модели экономики. По-хорошему, управлять госбанками должен именно ЦБ.
Но, поскольку Банк России у нас продолжает быть независимым, обременять его дополнительными функциями никто не хочет. В том числе поэтому в начале 2020 года состоялся выкуп контрольного пакета Сбера от ЦБ к правительству. Также ведомство Набиуллиной еще совсем недавно пыталось избавиться от банка "Открытие".
В общем, отдуваться за госбанки приходится Силуанову. Бонусом является тот момент, что в бюджет идут дивиденды, выплачиваемые госбанками. В основном, конечно, это Сбер.
Тем не менее, при нелиберальной модели экономики федеральному бюджету не нужны никакие дивиденды госбанков, поскольку наполнением госказны должен заниматься ЦБ, проводя эмиссию в зависимости от потребностей правительства и экономики в целом. Конечно, она должна быть ограничена реальными возможностями экономики, чтобы не возникала избыточная ликвидность. Но это в нормальной системе.
У нас же остается еще очень много пережитков либерализма. Поэтому даже при той структурной трансформации, которая происходит сейчас, приходится мириться с устаревшими моделями.
Ярким примером этому являются госбанки. Сейчас они нуждаются в дополнительной капитализации. По-хорошему, ликвидность должен предоставлять ЦБ. Однако владельцем госбанков является правительство. Следовательно, именно собственник должен искать средства для докапитализации.
Минфин выступил с предложением ограничить выплату дивидендов для госбанков в этом году. До нуля. Данная инициатива, в целом, является правильной. Сейчас в бюджете имеется переизбыток финансовых ресурсов. Следовательно, те сотни миллиардов, которые могли бы поступить казну, вряд ли бы там сильно пригодились. Об этом мы писали здесь:
Зато вторая инициатива Минфина вызывает огромное количество вопросов. Так, во втором чтении принят законопроект, согласно которому на деньги ФНБ можно будет приобретать привилегированные акции госбанков.
Таким образом, за счет двух мер (отказ от выплат дивидендов и выкуп префов) правительство рассчитывает обеспечить госбанки достаточным капиталом.
Схема вызывает вопросы, поскольку толку от нее для экономики практически не будет. Как можно обеспечить банки капиталом - мы писали выше. Даже те же префы может выкупить, например, ЦБ, а не Минфин.
Однако хуже всего то, что деньги, затраченные на докапитализацию, попросту растворятся в госбанках. Несмотря на то, что их собственниками является государство, складывается впечатление, что они живут независимой жизнью: кредиты раздают так, как им вздумается, ставки держат на комфортном для себя, но не для экономики уровне и т.д.
Если уж правительство и проводит докапитализацию банков, то должно это делать грамотно. А, именно, направлять деньги в профильные специализированные организации, которые занимаются развитием конкретных секторов экономики.
К слову, таких имеется большое количество. Например, Фонд развития промышленности, Корпорация поддержки МСП, РЭЦ, Эксар и т.д. Да, это не совсем банки, а профильные финансовые организации, однако эффект от их деятельности куда больший, чем от накаченных финансами гигантов, нацеленных исключительно на получение прибыли.
В общем, подход к организации финансового сектора нашей экономики нужно менять. Финансовый сектор должен быть подчинен интересам реального сектора экономики. И только тогда наша страна выйдет на ускоренные темпы развития. Надеемся, что ситуация будет меняться. Другого выхода все равно нет.
Источник