Константин Двинский Премьер-министр России Михаил Мишустин объявил, что в этом году профицита бюджета не будет. Однако подобное станет возможным не потому, что расходы существенным образом превысят доходы, а потому что все деньги, которые поступят в бюджет, вернутся в экономику.
Подобное означает фактически отмену бюджетного правила. И, безусловно, это позитивный момент. Особенно он важен в сопряжении с сегодняшнем снижением ключевой ставки ЦБ. Но обо всем по порядку
Долгие годы мы критиковали правительство в целом и Антона Силуанова в частности к стремлению всеми силами добиться профицита бюджета. И, действительно, складывалось такое впечатление, что Силуанов работает не в правительстве, а в коммерческой фирме, единственной целью которой является получение прибыли.
Для федерального бюджета никакого смысла в профиците нет. Если он образовывается, то это означает, что правительство просто не знает, куда потратить деньги. А, значит, его компетенции вызывают большие вопросы. Действительно, иногда может получиться ситуация, при которой все же появляется незапланированный профицит. Но в нашем случае этот самый профицит был заложен уже в проекте федерального бюджета.
Более того, на бОльшую часть профицита скупалась иностранная валюта, которая затем поступала в Фонд национального благосостояния. Зачем это нужно было делать - непонятно. Но сейчас это невозможно. Правительство лишено доступа к покупке долларов, евро, иен и британских фунтов. Теоретически может начать скупку юаней и золота. Но зачем это нужно - непонятно. С покупкой золота может великолепно справляться ЦБ своими силами.
Сама идея бюджетного правила в теории могла работать довольно эффективно. Но только в том случае, если бы дополнительные доходы бюджета изначально изымались в ФНБ, а затем в течение ближайшего времени шли бы на финансирование проектов развития. То есть, ФНБ выполнял бы роль бюджета развития.
Однако деньги в "кубышку Силуанова" поступали, а когда появлялись робкие надежды на то, что они все же будут использованы на благо экономике, Минфин поднимал планку ликвидной части Фонда. Те 2,5 трлн рублей трат, которые были запланированы на 2022-2024 гг - это капля в море. Они не дали бы должного эффекта даже для отдельно взятых отраслей (за исключением нефтегазохимии).
В результате за время действия бюджетного правила (2018-2021) общий объем изъятых из экономики сверхдоходов составил около 13 трлн рублей.
Но теперь от бюджетного правила решено отказаться. Это означает, что у правительства появится огромное количество финансовых ресурсов. Общий объем дополнительных доходов можно оценить в 5-6 трлн рублей. Да, негативным фактором выступает резко возросшая инфляция (16,9% на 1 апреля). Однако это временное явление, что можно увидеть из анализа недельной инфляции.
Теперь важно, чтобы правительство направило дополнительные деньги именно на проекты развития экономики. Нам необходимо масштабное импортозамещение, ускоренное строительство инфраструктуры, развитие высоких технологий.
Инвестиции в реальный сектор должны вырасти кратно. По прогнозу окологосударственных аналитиков при самом негативном сценарии инвестиции сократятся примерно на 15%, при оптимистичном - на 3,7%. Однако, учитывая отмену бюджетного правила, правительство имеет возможность не только не допустить падения, но и существенным образом увеличить инвестиции.
Сегодняшнее снижение ключевой ставки ЦБ с 20% до 17% является позитивным сигналом, который говорит о том, что регулятор будет снижать ключевую ставку и в дальнейшем. Соответственно, правительству будет требоваться все меньше средств на субсидирование ставок для ключевых отраслей экономики. А, значит, перечень подобных отраслей можно нарастить, как и прямые государственные вложения.
Источник