Ненависть, или во всяком случае гнев, - этап осознания себя в противопоставлении и борьбе с кем-то, кто этим человеком не является. Ребенок с его «я сам» гневается на родителей. Подросток вступает в конфликты, устанавливая собственные границы. Тем более если мы говорим о человеке, который угнетен и порабощен. Если такой не испытывает ни ненависти, ни гнева за то, что с ним делают, так, может, он и доволен рабством и угнетением? И если доволен, так, может, он и достоин того, что находится в рабстве? Поэтому, если мне говорят, что «некоторые черные ненавидят белых», я отвечаю «это нормально».
***
Мне иногда говорят даже: «а если бы тебе встретился такой ненавидящий белых черный, тоже стал бы его оправдывать? Что бы стал делать?». Спрашивающий это представляет, видимо, какую-то конкретную ситуацию, для меня же вопрос лишен смысла. Все зависит от контекста и выглядит по-разному в зависимости от обстоятельств места и времени. Одно дело встретиться с таким человеком на конференции - тогда, весьма вероятно, мы будем вести себя друг с другом одинаково вежливо в соответствии с правилами поведения. Другое дело встретиться с таким человеком, когда он в отчаянии, гневе и состоянии наркотического опьянения, и мы оба в уединенном темном месте, где не только никого нет, но и выстрела никто не услышит. Третье дело, когда такой человек ненавидит меня лично; четвертое, когда любит меня лично; пятое, когда он ненавидит, но пацифист, и список можно длить - он бесконечен.
Поэтому я обычно сожалею, что на вопросы, уточняющие обстоятельства, мой собеседник обычно ответить не в состоянии. Я в таких случаях делаю вывод, что он не столько представляет себе конкретную ситуацию, сколько сосредоточен на одном обстоятельством и считает его достаточным, игнорируя другие. Ну, как в гневе или страхе у человека включается «туннельное зрение», и он не замечает ничего, кроме объекта его гнева или страха. Так и тут я и мой собеседник остаемся обычно взаимно огорченными друг другом: я сожалею, что он не сообщает многих важных для ответа обстоятельств, а он, возможно, полагает, что я уклоняюсь от ответа.
***
Уж на что физика точная наука, а там обстоятельства имеют огромное значение. Изменим одно условие - изменится ответ любой задачи. Даже законы в макро- и микромире действуют разные.
***
Еще меня, бывает, стращают ужасами, с какими я соглашаюсь и сообщаю, что они меня тоже пугают. При этом, говорю я собеседникам, прошу понять: я всего лишь стремлюсь осмыслить мир; и коль скоро мир содержит то, что меня пугает, то и над пугающим меня тоже размышляю. Что было бы, если бы наши предки только боялись молнии, но не исследовали ее? Не знаю, что было бы, но итоговый вариант, когда исследовали и смогли использовать это явление, мне очень нравится.
Человек - тоже явление природы. Он (мы) - особенное явление природы. Может быть, более особенное для нас, чем для природы, но тем не менее. И я полагаю, что как всякое явление природы человек имеет свои особенности и подчинен специфическим законам и правилам. Не любит, когда его порабощают, а когда он свободен - наоборот, любит. Не любит, когда его обманывают, а когда говорят правду - наоборот, любит. Не любит делать то, что не хочет, а любит делать то, что хочет. Кровь красная и так далее.
Исходя из этих моих представлений, я совершенно не удивляюсь, что всех рабов и всех угнетенных всегда называли ленивыми. Ну, в самом деле, когда рабу запрещается любая активность кроме исполнения приказов «хозяина», то кто удивится, что он не проявляет энтузиазма в этом или проявляет редко, или мало? «Хозяин» считает полезной только ту деятельность, которая полезна лично ему. У раба и любого угнетенного - другое мнение. Он считает полезной какую-то другую. Их точки зрения могут пересекаться, но могут и не совпадать вовсе. В итоге для меня понятно, что когда «хозяин» называет раба ленивым, он имеет в виду, что тот (почему-то!) не хочет обслуживать «хозяина» и выполнять его приказы.
В этом смысле, когда условных американских негров называют ленивыми и живущими на пособие принципиально, я не склонен видеть в этом «испорченность природы» этих людей (что часто имеют в виду критикующие их). А всего лишь то, что они не желают плясать под дудку тех, кто контролирует все доступные им виды деятельности, - не желают прислуживать тем, кто их угнетает.
***
И точно так же, как молния и электричество в розетке очень похожи, при этом очень различны, я разделяю «ненависть черных» и «ненависть белых». В той степени, в какой человек действительно угнетен и чувствует свое угнетение, гнев и ненависть для него понятный и даже желательный этап. Когда же гнев и ненависть испытывает угнетатель, это становится для него инструментами подавления и угнетения. Поэтому хотя и там, и там будут гнев с ненавистью, в каждом случае это будет «совсем другое дело».
***
Хотя над этой фразой часто иронизируют и рисуют картинки даже (не только иронизируют, но вкладывают личное время и усилия), мне кажется, что значимость этих слов понимают даже те, кто их высмеивает. Потому что разве «российским патриотам» незнакома ситуация со «шпионом» и «разведчиком»? Оба делают одно и то же, но отличаются ключевым обстоятельством - в чьих интересах. Вода в жидком состоянии и твердом - та же вода. Но отличается одним ключевым обстоятельством - температурой. И вот уже это «совсем другое дело».
***
А вопрос «что если встретишься с ненавидящим белых черным» мне лучше перевести в половой аспект. Помню, как-то в одной компании столкнулся с горячими гневными чувствами девушки. Не то чтобы она была мужененавистницей, но проходила, как рассказывала, этап внутренней эмансипации, и гнев, направленный на меня, производил на меня впечатление сильного и неподдельного. Поэтому хотя это и не было ненавистью, я на всякий случай удостоверился в моей физической безопасности и в возможных средствах ее обеспечения, а потом продолжил разговор, как всегда веду его в таких обстоятельствах.
Поэтому, думаю, в ситуациях, когда на меня будет направлена агрессия по расовому признаку, я буду вести себя так же, как в любых ситуациях, когда на меня направлена агрессия. То есть для меня ключевое обстоятельство не любовь или ненависть человека ко мне, а его агрессивность или конструктивность поведения. Те, кто спрашивают меня про встречу с «ненавидящим белых негров», может быть, смешивают ненависть и физическую агрессию? Я не умею уточнять это у спрашивающих, они говорят иногда, что полагают меня издевающимся, когда я задаю им такие вопросы. Ну да, как бы там ни было, для меня это совершенно разное («совсем другое дело»), и я придаю очень большое значение контексту.