О "репарациях"

May 17, 2022 23:59


«Я думаю, что платить для возмещения ущерба в любом случае потребуется. Хотя, конечно, не такие суммы, которые озвучивают сейчас украинские лица. Триллион долларов - это, думаю, обычный случай «проси больше, дадут, сколько надо». Хотя, предположу, разрушений и потерь уже много, и на сотни миллиардов счет может быть: сто или двести.

Если считать без всякой экономии, то строительство новой школы на 1000 учеников в РФ стоило около 10 миллионов долларов. Тысяча школ - десять миллиардов. А едва ли разрушили столько.

Себестоимость строительства многоквартирного дома массового сегмента (класс «комфорт») в 2016-м в Москве оценивалась в 500 долларов за квадратный метр. Без учета стоимости участка, проектирования, затрат на реализацию и маркетинг. Но тут, думаю, если еще двести долларов накинуть, не жалея, то с лихвой покроет, еще немалую прибыль оставит. Даже если считать, что жилье миллиона человек было разрушено (полагаю оценку завышенной в несколько раз), то при высокой норме 25 кв м на человека это даст 25 млн кв м умножить на 700 долларов = 17,5 миллиардов долларов.

Очень дорогие предприятия (стоимостью более миллиарда) разрушались, но в единичных случаях, поэтому тут счет тоже будет на один-два десятка.

В итоге наибольшие траты будут на компенсацию военных расходов украинского бюджета - по принципу «оплатить судебные издержки» - если бы не действия ВС РФ, то и жителям Украины не пришлось бы покупать это множество оружия. И здесь, видимо, уже более 50 миллиардов долларов.



Жизни не вернуть, но компенсация убитым и раненым тоже потребуется. Если ориентироваться на суммы, установленные для бойцов российской армии, то это примерно 90 тысяч долларов (по январскому курсу) членам семьи погибших и около сорока тысяч долларов раненым. Притом здесь считать потребуется, вероятно, не только жителей тех городов, какие российские лица признают украинскими, но и донецких-луганских. И военнослужащие ВСУ, видимо, тоже будут включены. Общие потери мне неизвестны, но условно посчитаю 50 тыс погибших (4,5 млрд долларов) и 120 тыс раненых (4,8 млрд).

Кроме того, траты, понесенные в связи с миграцией людей: как сами расходы, так и недополученная выгода в связи с утратой работы и доходов. Если считать 40 млн человек (завышенная оценка как по общему числу, так и потому, что не все из них являются трудоспособными), среднюю зарплату жителя Украины 500 долларов, то за полгода это 3000 долларов. Умножим на 40 млн, получим 120 млрд долларов.

Итого, стремясь преувеличить там, где это возможно, и не скупясь, я набрал 200 млрд долларов. А оценка, действительно, очень щедрая, поскольку весь годовой ВВП Украины составлял 156 миллиардов».

***

«С выплатой я вижу три главные проблемы.

Первая - их размер и график должны быть составлены так, чтобы быть подъемными для российской экономики и не привести к разорению. Тут не обязательно вспоминать Версальский мир, достаточно общей практики уголовного права, где возмещение ущерба определяется с учетом возможностей виновного.

Вторая - получившаяся щедрая сумма больше годового украинского ВВП. Ее, следовательно, нельзя выплачивать всю сразу, это ввергнет в дополнительный кризис. Как бы парадоксально это ни звучало, но для примера можно вспомнить Пруссию 1870-х и судьбу, постигшую ее в результате пролившегося золотого дождя французских репараций. То есть деление суммы по годам (или десятилетиям) - вопрос не только подъемности для российской экономики, но и разумного выхода из кризиса украинской.

Третья - платежи по возможности должны поступать напрямую гражданам и предприятиям, минуя украинский бюджет. Это уменьшит возможности их воровства и других видов коррупции, например, «тебе дам, а ты мне не нравишься - тебе не дам». ЕМНИП бюджет ФРГ делал выплаты российским ветеранам Вов именно напрямую.

Кроме того, 200-300 млрд долларов, разделенные на 10-20 лет, дадут поток средств, сравнимый с «нефтяной рентой», получавшейся РФ, и создадут те же риски и соблазны, включая «вертикаль власти», которую будет тем проще создать, чем больше будет контроль украинских лиц над этим денежным потоком. Меры, принятые при Зеленском, и раньше копировали то, что делал Путин во время первых сроков (закрытие и/или разгром телеканалов и других СМИ). И хотя тогда в Украине было оправданием сложное (уже тогда практически военное) положение, а сейчас и тем более, но кто поручится, что при завершении кризиса он (они) не оставят все, как есть? Сначала под предлогом «так нужно для преодоления последствий, времена все еще трудные», а потом «зачем что-то менять? Мы давно так живем, и смотрите, как успешно мы развивались».

То есть, если мы говорим о возмещении ущерба именно жителям Украины, то нам следует иметь в виду и эти их интересы - уменьшать возможности для построения диктатуры в их стране, которых (возможностей) на фоне войны и ее последствий и без того будет множество.

Поэтому, может быть, говоря о компенсации ущерба беженцам и потерявшим доход, стоит рассмотреть вариант выплат, аналогичных германским: условно, по 60 долларов в месяц (половина средней пенсии на Украине в 2021-м) на каждого человека в течение 6 лет. В год 720 долларов, за 6 лет - 4300. На 40 миллионов человек - 170 миллиардов долларов. Останется еще на оплату кредитов, взятых украинским бюджетом.

Членам семьи погибших, раненым и потерявшим жилье - сумма больше. Другим - меньше. 60 долларов в месяц - как средняя величина. И сроки, и суммы - только для иллюстрации хода рассуждений. Может быть, после более детальных рассмотрений и лет больше либо меньше, и сумма на руки больше либо меньше, и не всем, а только некоторым. Или, может быть, в связи с компенсацией морального ущерба сумма будет существенно увеличена. Я об этом пишу только, чтобы подчеркнуть, что мне кажется интересной мысль передать компенсацию в руки граждан напрямую. Пусть они сами решают, что и как там восстанавливать, на какие проекты направлять эти ресурсы; на что скидываться, а с чем действовать иначе.

Если будет что-то подобное, то я бы еще предложил изучать и документировать это как самый масштабный эксперимент по введению базового безусловного дохода: в нем будут задействованы, таким образом, миллионы человек на протяжении нескольких лет - много ценного материала.

…Более мелкая (на фоне перечисленных), но тоже значимая, выгода от перечислений напрямую людям и предприятиям - в некоторых случаях можно будет выплачивать какими-либо преференциями и бонусами, вроде получения образования или скидок на какую-нибудь продукцию (условно, автомобили или самолеты, произведенные в РФ, отдавать по себестоимости).

Отсутствие посредников в виде украинского бюджета и распоряжающихся им лиц, предположу, и налаживанию отношений поможет лучше».

***

«Возражения могут быть, но одновременно и не очень ясно, с чем они будут связаны.

Операция декларировалась в целях помощи жителям Украины? Перечисленные меры будут именно такой помощью - и важнейшей финансовой, и кроме того, политической - граждане этой страны будут иметь экономическую независимость от «чиновников» (если базовый безусловный доход сработает), значит, и в целом будут более независимы и влиятельны.

Среди тех, кто в РФ поддерживает операцию, есть люди, искренне сопереживающие жителям Украины и желающие им добра? Полагаю, что да. Следовательно, они будут рады улучшению их положения.

Есть те, для кого это про возрождение единого государства? У них, вероятно, тоже будет повод для довольства: при СССР «нефтяная рента» делилась бы между жителями обеих стран; в предыдущие тридцать лет гражданам Украины от этого доставалось меньше средств, а сейчас можно будет компенсировать недовыданное.

Блюдущим свою выгоду или выгоду бюджета РФ в этом тоже можно будет найти свой интерес: или оплата будет происходить из в любом случае замороженных ЗВР (как сейчас - для выплаты российского долга), или будут уменьшены санкции в отношении потребления российских углеводородов. Прежних прибылей, возможно, уже не будет, но сама возможность сохранить рабочие места и добычу ресурсов для внутренних потребностей - уже чего-то стоит».

Россия, Украина, История

Previous post Next post
Up