«Для меня «платить и каяться» - нечто нормальное. Я крещен в православии, немного знаю христианское учение, поэтому впадаю в недоумение, когда вижу, как у некоторых эта фраза вызывает острую эмоциональную реакцию.
Покаяние («метанойя») - перемена жизни. Зачем жизнь меняют? Чтобы не грешить. Что такое «грех»? Ошибка. То есть покаяние - такая перемена жизни, которая позволяет не повторять прежних ошибок, а по возможности еще и не совершать новых. Епитимья, которую накладывают для этого, не наказание, а средство исправления.
Говоря то же самое светским языком, покаяние - работа над ошибками. Епитимья - лекарство или инструмент. Допустим, человек плохо видел, не мог вдеть нитку в иголку - промахивался. Ему прописали капли и гимнастику для глаз - епитимью. Или молодой человек не знал, как вести себя с девушками, в общении с ними промахивался, пришел на тренинг, где ему дали подходящие упражнения для развития коммуникативных навыков - епитимью.
С «платить» тоже двойственности, кажется, мало, фраза «за все надо платить» вызывает несогласие реже, чем предложение «платить и каяться». Хотя смысл тот же: можешь платить за продолжение боевых действий, а можешь - за восстановление предприятий».
***
«Версия, почему возникает именно такая острая эмоциональная реакция, у меня, конечно, есть: несмотря на то, что крещены большинство россиян, слово «каяться» они воспринимают не в христианском смысле.
В Новом Завете кающийся грешник - один из центральных сюжетов. Признание ошибок не только не вызывает там осуждения, но, наоборот, приветствуется. Говорить о своем несовершенстве, подчеркивать свои слабости - улучшает образ человека («кто унижает себя, тот возвышен будет»). Обратное наводит на мысли о его впадении в «прелесть» («кто возвышает себя, тот унижен будет»).
В российском же обществе много агрессии, и «признать ошибку» часто воспринимают как «подставиться». Имея специфический опыт с родителями, учителями и начальниками, ожидают, что их будут не приветствовать, помогая пройти тяжелый путь признания ошибок и изменения своего поведения, а, напротив, клеймить.
При этом улавливается смысл покаяния как сущностного изменения, но кажется чем-то вроде уничтожения и крайней подлости - то есть отказа от всех своих принципов в угоду почтению перед кем-то, кто будет «исправлять». Хотя в христианстве смысл строго обратный: покаяться, измениться, чтобы самое ценное для себя сохранить и развить. Грешник «хорошего, которого хочет, не делает, а плохое, которого не хочет, - делает». Покаяние же открывает ему возможность правильно понять себя и то необходимое, что требуется делать главного в нем - его души, его сущности - путь, следуя которым, он наконец сможет делать то, что хочет, и не делать, чего не хочет.
…В США, говорят, христианство имеет большое значение, и там к «кающимся грешникам» относятся положительно. Если так и если выражение «платить и каяться» каким-то образом пришло из США, то дело может быть в еще одном культурном недопонимании. Россия-то, в отличие от США, страна нехристианская. Поэтому россияне слышат в этом предложении, возможно, иное, нежели смысл, какой вкладывали американцы».
***
«Да, я именно про это. В моем понимании фраза «платить и каяться» должна вызывать автоматическое согласие: конечно, платить и, конечно, каяться. Поскольку ошибки-то все признают, и все жаждут их исправления. И необходимость платить тоже понимают. Расхождение может быть только по пунктам, за что платить и сколько, в чем именно каяться (какие ошибки исправлять) и как: одни будут требовать принести в жертву все ради уничтожения мира, другие - внести десятину ради установления хороших отношений с соседями; одни будут желать исправления ошибок гуманности («слишком мягкие были»), другие - исправления ошибок «ожесточения сердца»».
***
«Да, согласен, тема прощения и взаимопрощения тоже про это. Покаяние - в том числе для того, чтобы можно было вновь иметь хорошие отношения. Для того, чтобы мог простить обидевшего его, и, наоборот, сделать необходимое, чтобы его могли простить».