Маркс, Ватт и одна человеческая сила

Jan 10, 2022 23:57


Если верно предположение о важности конфликтов разделения труда, то знаменитые слова Ленина можно дополнить: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» и профессий. Первая часть по-прежнему безусловно верна, поскольку класс капиталистов продолжает существовать, и его позиции сильны, а вторая часть уже верна, поскольку пролетариат добился достаточного успеха в классовой борьбе, чтобы перейти к выяснением отношений между собой.

Отыскивать интересы профессий может быть легко (при обсуждении бюджета государства или компании), сложнее (когда blau_kraehe пишет, как ей шпыняют «вытиранием жоп», чаще замечают переход на личность, нежели дискредитацию рода деятельности) или совсем трудно: когда некая задача преувеличивается, ей придается особенный масштаб - это связано с тем, что в имеющихся обстоятельствах она действительно настолько важна, или всего лишь представители конкретной профессии так хорошо торгуются?



Смотреть на это под таким углом непривычно, но сходство кажется, налицо. Когда некто расхваливает важность и значимость какого бы то ни было труда (допустим, охраны порядка или управления, или учительства), он его «продает» - расхваливает, словно на рынке. При этом может пытаться принизить других: «он просто тупой сапог» (в смысле, военный); или «что этот шпак может понимать, о бабочках еще что-то знает, а о реальной жизни… в общем, понятно». И чаще я вспоминаю примеры, когда так «продавали» посторонним людям. Но нередки и случаи, когда два человека взаимно принижают профессии друг друга, а собственные возвышают, тут уж вспоминаются примеры торга на рынке: «да у тебя фигня какая-то, больше двух единиц моей за нее не дам. - У меня-то фигня? Ты свою когда в последний раз видел? Такая только отбросам годится, нормальные туда не идут. Меньше четырех твоей за одну мою не возьму!».

Торговля эта может выглядеть более вежливо или менее, ханжески осуждаться или вызывать смех, но само по себе это процесс естественный, и как бы он ни смотрелся, он отражает особенности каждого человека и его способности-умения договариваться. Кто-то обсуждает по делу и эффективно, при этом еще и уважительно, а кто-то часто отвлекается на не имеющее отношения к делу, при этом еще и оскорбляет. Но по сути это обязательный элемент жизни и взаимодействия: если мы сотрудничаем, то есть отдаем свой труд и берем чужой, нам неизбежно нужно договариваться и решать, в каких пропорциях мы им обмениваемся - один к одному или как-то иначе. Стандарта тут не существует, или, вернее, только в постоянно обновляемых договоренностях людей он и проявляется: как писал Энгельс, в конкретном случае решение может быть принято, далекое от справедливости, и в десяти, и в тысячах тоже; но когда договариваются миллионы людей, то все эти миллионы транзакций в итоге стремятся к некоему среднему, какое и является верной оценкой.

В этом смысле самой оценки разных работ и профессий избегать, вероятно, не следует - это важная часть нашей жизни, и, в конце концов, мы обмениваемся трудом взаимно, чтобы получить нечто желанное, а не «что придется». «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» - стопроцентно верно. И даже если говорить не о мамах, а об их профессиональных ролях, тоже будет верно. Однако (диалектика) так же верно и то, что одна мама-дворник работает лучше другой, и ее трудочас не равен трудочасу другой, значит, зачем бы им обмениваться в пропорции один к одному? Если на это накладывается еще и разность работ (одна мама - дворник; другая - врач), то вопрос сравнения еще более усложняется. При этом все равно не становится невозможным. Пусть меня иногда в разговорах спрашивают: «Как можно сравнивать физический труд и интеллектуальный? Никак! Это невозможно», они сами знают множество примеров, как это происходит, - работа носильщика и инженера усредняется в денежных единицах. Рабочую силу продают и покупают, и это производится в одинаковых единицах измерения.

Когда-то люди наверняка не понимали, как это можно обмениваться не чем-то удобным для потребления, как скот, а, скажем, золотом. Из него не так уж много можно сделать, в отличие от коровы, которая и мясо, и молоко, и кожа. Однако именно это стало универсальной единицей обмена. Потом точно так же поднимали на смех при переходе на бумажные деньги: «кому они нужны! Они горят, треплются, обесцениваются!». Но перешли и на эту единицу измерения, усреднявшую в себе труд людей. От бумажных денег к циферкам на экранах, а от них, вероятно, и просто к труду. Пусть лошадиную силу формализовали спустя всего лишь несколько десятилетий после введения ее Уаттом, а «среднюю рабочую силу» Маркса мы и до сих пор так четко не знаем, мы все-таки видим, что и сейчас (и сотни лет назад) люди торгуются, оценивая труд друг друга, и успешно договариваются о том, как именно менять в том числе физический труд на интеллектуальный. Также мы видим и то, что единицы измерения и договоренности со временем совершенствуются и все лучше удовлетворяют желания людей. Соответственно, считаю уместным ожидать, что и следующий этап совершенствования мы увидим. В этом случае разумно будет, правда, обозначить, почему текущее состояние нуждается в улучшении. Мол, если люди и сейчас договариваются, и меняют труд, так пусть и продолжают?

В качестве варианта ответа я предложу «увеличение точности и детализации». Сейчас, когда мы говорим о зарплатах, мы знаем, что в денежных единицах заложено все: и собственно труд человека, и используемые им инструменты, и полученные им знания (квалификация), какие необходимы для выполнения его работы, и отделить одно от другого крайне сложно. Введение же условной единицы труда позволит отличать, где трудовой вклад человека и вознаграждение его объема-интенсивности-результативности, а где плата выше, потому что требуется переправить ее часть учителям и производителям инструментов. Ну, и заодно позволит отделить, где рентный доход, а где вознаграждение по труду. И даже в случае с первым - где рентный доход как отложенное вознаграждение в рассрочку (пенсия), а где что-то еще.

Размышление, Разделение труда, Общество

Previous post Next post
Up