Возможна ли церковь без иерархии?
(навеяло некоторыми разговорами в ЖЖ)
Сперва посмотрим, а что такое иерархия?
Иерархия - это, прежде всего, епископат. Что такое епископат? Епископат - способ сохранения и передачи веры от поколения к поколению. С самого начала функция епископата именно в этом - не «вязать и решить», не «совершать» и «поставлять», а хранить веру от разрушения, защищать, передавать её. В чём смысл поставления (нового епископа)? В том, что бы он сам уже, через следующее поставление передал веру, однажды преданную святым, - дальше, потомкам.
Разумеется, вера передаётся не через само именно поставление, но кто-то должен об этом заботиться специально. Кто-то должен смотреть, чтобы басни и сплетни не подменили того, чем церковь держится. Когда говорится, что епископ в праве учить, тогда говорится, что он в праве вмешиваться в неверные суждения и сказать - «это не наше», наше - «вот какое». В этом же смысл рукоположения как кадровой политики - выбирать людей, способных не искажать веру и замечать эти искажения у других. Легитимность епископа происходит не только через поставление, но от всей церкви, свидетельствующей, что защиту веры она предоставляет именно ему. Когда же он не справляется, церковь, если нужно - сменяет епископа.
Теперь посмотрим, что такое церковь? Церковь - это не только люди, ныне живущие и уже ушедшие, но и те, кто только начал жить, или даже ещё не родился - потомки ныне живущих. Люди, составляющие церковь, составляют её через веру, т.е. вне веры нет церкви. Новое поколение сможет получить веру, только если сегодняшнее передаст ему её. От поколения к поколению передаются не только вера, но и её повреждения, её отрицание, и даже анекдоты. Они тоже передаются. У церкви всего два варианта - пустить такой важный процесс самотёком или пробовать, хоть как-то, контролировать его - сохранять в неизменности самое главное.
Поэтому замысел иерархии представляется простым и понятным способом сохранения и передачи веры. Остаётся два вопроса: есть ли сегодня другие средства для тех же целей, кроме иерархии, и нужен ли епископат «на кухнях». Мне думается, что никакие даже самые современные технические средства заменить епископат в упомянутой роли не могут. Да, можно передать на носителях любую информацию. Но также можно передать и все басни. Поэтому от человеческого фактора не уйти. Кроме того, для нового поколения всё начинается почти с нуля. Если брать «клубное православие» как форму параллельную, то епископ на кухне может и не сидеть, т.к. сохраняется «базовая церковь», которая и выполняет все охранительные и передаточные функции. Если же из этой схемы базовую церковь исключить, например, только клубы и остались, то придётся и тут позаботиться о епископате, иначе никак не получится обеспечить доступ к вере следующим поколениям. Вернее к вере, однажды преданную святым, без клубных анекдотов.
Получается, что сам принцип иерархии нужен и полезен, а вот о реализациях этого принципа, о его формах уже можно, и даже нужно спорить.