Евхаристия Церкви как евхаристия Собрания

Jan 27, 2010 05:54


Евхаристия Церкви - это евхаристия Собрания*.  Спаситель не для того только собирал вокруг себя двенадцать, что нужно было выразить полноту времени, неба и всех израильских колен. В иудейском чине и сегодня, когда собралось меньше 10-ти мужчин тераграмматон не употребляется, богослужение не считается имеющим всей литургической полноты. Евхаристия требует собрания, заметного числа собравшихся. Можно было послать Иуду, но нельзя уже двоих или троих.

"Православная Энциклопедия" (кого пугают ссылки на «Еврейскую») говорит нам тоже самое: анафора (исторически) берет начало от все того же иудейского благодарения по окончании трапезы. Никаким образом не частная, но молитва заметного числа собравшихся. Субъектом общения в вере Богу тут служит не каждое отдельное лицо, но именно весь, круг (circus, церковь), целостность кол-лект-тив (от collect - собирать). Стол, где сидят собравшиеся сообразуется с жертвенником Храма. (Ср. престол). От сюда же понятно, почему исходно пресвитеров должно бы быть не два и не три. И почему нет нужды, опять же исходно, в священстве: вне Храма службу возглавлял почтеннейший, но вовсе не священник или левит. Даже двое трое во имя Мое имеют аналог в сегодняшней иудейской традиции. См. зимун. И никто не сказал, что сочинили ее только вчера. Двое трое не вкушают без рассуждения о Боге (Торе), уже по определению, если только они благочестивы, то среди них Тот.

Таким образом, в самой своей основе и исходно евхаристия Церкви - это непременно евхаристия собрания, что имеет еще некую тень и сегодня в алтаре при совместном служении священства ("Христос посреди нас!" и проч.), но совсем уж бесстыдно ломается, когда причащается один лишь иерей. Когда совсем без (желательно взрослых) прихожан. Практика Феофана Вышенского - особый случай. Но особые случаи имеют право быть, когда норма не особа, и не такова. Это наверное можно обозначить как экология веры, чтобы сказать хоть малость современным языком, хотя по правде это то и должно зваться ее ортодоксией, православием - не отсеченность друг от друга приобщающихся, но взаимное и скромное единство. Потому что субъектом причащения служит не каждое зернышко, но все тело. Не отдельные колоски, но весь пирог.

Что делать в сегодняшней обстановке? Ну а что делать, когда экология плохая? :)
Ставить на глушитель фильтры от лишнего СО и уж всяко не возвещать о дивной сладости на сердце и устах. Даже если она милостью свыше и свалилась. Это вроде тоже не целомудренно и не экологично. О самых дорогих поцелуях много не говорят. Но и то хорошо, если милостью, чаще же от дури ума наставника, или своего.

*) Любителям приобщаться без прихожан посвящается.

церковь, православие, евхаристия, вера

Previous post Next post
Up