Похоже, игры в верующую Россию окончились. Это и не новость, но просматривая январские сообщения о фекальных крещенских водах, безразличии к правкам в чине отпевания и натянутых попытках сочинить достойные итоги о патриарших первых шагах (годовщина на троне), замечаешь, что повод сказать о конце игры всё же есть.
Часть клира все еще не осознала, что «возрождение 90-х» закончилось. И «восстанавливать» уже не лозунг, которым можно вдохновить или объяснить. Ребрендинг возрождения и восстановления на «миссию» похоже заметных подвижек не дает, и не даст. Это все хорошо как частный вопрос, но как локомотив, к которому можно все вагончики прицепить, ни разу не работает. Конечно, в администрации РПЦ все это прекрасно понимают, а имея на руках все «дела» о топях и безобразиях могут легко, и показать, но делают хорошую мину при плохой игре. А как быть? Ведь и им нужно жить. Остается вспомнить давно проповеданное и административно кислое - о смирении. Принять, что все у нас лучше всех, и начать - да, да, только тогда и начать - из этого лучшего как-то вытаскивать себя, хоть и за волосы. И уже адекватно имеющемуся, а не мечтаемому жить.
Правительство будет использовать епископат, где сумеет, для дипломатии, для продвижения нравственных программ, и как анальгетик населению. Да, еще церковь как легитимное прикрытие чтобы удержать, где можно, влияние на пост советском пространстве. Какие-то другие функции оно теперь уже вряд ли даст. И много удобнее ему возрождать политическую идеологию в церковных формах, изображая, что прямых идеологических отделов, что бывали прежде, теперь вроде и нет. Сам же епископат, так и не осмелился говорить о главной трагедии правящей церковной элиты, жестко открывшей двадцатый век - утрате государственной поддержки для церкви. Ведь без нее она совершенно не умеет в России жить. Несколько десятилетий комы и судорог при советской власти понятно, что не в счет. И если в конце двадцатого поддержку авансами давали (Ельцинской претензии на Царство нужна была и царствующая РПЦ), то теперь ее уже придется заработать или заслужить.
Скоро год, как патриарх Кирилл на троне. Действительный Собор не собран и как форма самостоятельная почти и вовсе упразднен. Может это тактически и нужно, может ему и нечего решать. Но поди разбери так это или не так… Бурный поток крещаемых давно схлынул, разговоры о катехизации так пока ничего и не принесли. Авторитет церкви в обществе падает. И не в последнюю очередь по ее неспособности приносить мир в каждый, хотя бы относящий себя напрямую к ней дом. А во все не по политическим причинам или пикантным ситуациям, о которых рассказывает Интернет. Патриарх ищет опираться на умных прагматиков, уже выпукло не хватает профессионалов, которых можно взять в команду, из имеющих хоть и малый церковный чин. Интеллектуальную «элиту» соскребают по всем епархиям, со всей России. Но людей способных совмещать приверженность корпорации, с грамотностью, и минимальной способностью не с амвона говорить, как не было, так и нет. Да и откуда им в больших числах быть?
Девушки в купелях и на мотоциклах, ортодокс-нашисты, и прочие «-исты» через которых торчат уши желтой пропаганды. Наверное, от этого теперь уже не уйти. Но все это так трудно рифмуется с авторитетом высоких церковных слов и о неприятии лже-протестантизма. О венчаниях слышно мало, хотя правительство и пробует семью настроить и укрепить. Венчания не приоритет, не от того ли, что кроме красоты совсем утратился даже у части требоисполнителей его давний и высокий смысл. К отпеванию подключают все новых людей. Отпевать готовы каждого, кто готов хоть самую малость платить. И похоронный бизнес уже давно это все просек. Осталось практику официально оформить и по ценам определить.
Литургическое богословие до никак запущено. Довольно посмотреть на семинарии, публичные проекты в интернетах, и статьи церковных газет. Правовые позиции РПЦ, если брать область гражданского права опять же никакие. Тяжбы разбирают светские суды, епархии отказываются от публикуемого ими на своих же сайтах, семинарии и академии не дают даже минимума правовой подготовки, даже не пробуя интегрировать каноническую систему и государственный закон. Вместо жестких расколов в церкви обнаруживается унылое расслоение людей даже без разломов. Банальное гниение и просто расползание по швам. Присутствие проповеди в медийном пространстве заменено, на проговаривание скандалов, неловкость интервью, заигрывание с корреспондентами до шутовства..
Спасательный круг, за который ухватилась церковь, - власть. Но у власти у самой полно забот, и ей придется много заплатить, оформляя ее проекты и приводя церковь в нужный власти, а не самой церкви вид. Полагаю, можно ожидать продолжения мягкого игнорирования церковным центром возникающих тут и там новых неуставных и полууставных религиозных форм. И он будет все это терпеть, отчасти по не способности контроля, но главное - от того что только от них ядро системы будет питаться и хоть как-то духовно жить, используя лучшее, как свое, не забывая от одного вовремя отгородиться, другое, наоборот, благословить.
Последнее, что ждать, в этом, следующем, или совсем другом году - это новый катехизис, призванный упорядочить и без того бестолковую социальную жизнь. На него ставка велика. Полагаю, много больше, чем тому подается вид. Катехизис будет проводиться как устав социальной жизни, насколько там вообще можно это проговорить. Если исполнение проработанного документа удастся на местах хорошо замотивировать и утвердить, то Центральная структура РПЦ может продержаться еще десяток другой лет. А если нет, то будет и дальше рушиться, не переставая, как и сейчас.
Ну а Святейшего с годом патриаршества.
И дай Ему Бог и выжить как патриарху, и жить.
Потому что игры в верующую Россию окончились. А в неверующей сегодняшняя церковь, совершенно не умеет ни встать, ни сесть, ни быть.