В пятидесятые годы сразу два ведомства были заинтересованы в появлении небольшого полноприводного автомобиля: Минобороны и Минавтопром. В результате в НАМИ (при участии ИМЗ) был разработан транспортёр переднего края (
ТПК), впоследствии получивший обозначение
ЛуАЗ-967, а на его основе был создан «гражданский» ЗАЗ-969. Однако мощности предполагаемого производителя (Запорожского завода «Коммунар») не позволяли развернуть его серийное производство и документацию передали в Луцк.
«Сельский джип» запомнился минимальными уровнем комфорта и низкой надёжностью, но, благодаря отличной проходимости и невысокой цене, машина пользовалась определённой популярностью. Модификация ЛуАЗ-969А (именно с этой версии «ЛуАЗ» появился в обозначении автомобиля) отличалась двигателем увеличенной мощности.
Простые и утилитарные формы гражданских внедорожников ЛуАЗ обусловлены максимальной технологичностью и ремонтопригодностью.
Модели 967 и 969 разрабатывались параллельно, но, по ряду причин, "сельский джип" встал на конвейер на 9 лет раньше транспортёра переднего края.
ЛуАЗ - не первая попытка создать внедорожник для села, используя такой ресурс, как разработки по заказу Министерства обороны. Ранее был создан опытный
Москвич-415, который не смог "дойти до конвейера".
Часто можно услышать сравнение румынских утилитарных внедорожников ARO с советскими полноприводными легковушками ЛуАЗ. Поводом для такого сопоставления служат бесхитростные, но технологичные формы открытого кузова с мягким верхом, а также не очень высокое качество изготовления машин.
• Базовая модель: ЗАЗ-969 (ЛуАЗ-969)
• Предприятие-изготовитель: ЛуАЗ, Луцкий автомобильный завод
• Годы выпуска: 1966-1991
• Модификация: ЛуАЗ-969А (1975-1979 годы)
• Число мест: 2 + 250 кг или 4 + 100 кг
• Мощность двигателя: 40 л. с.
• Грузоподъёмность: 400 кг
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей: 54 130
• Модель 1/43: Автолегенды СССР АЛ №70. ЛУАЗ-969 «Волынь»