Зарубежные зрители продолжают знакомиться с советской киноклассикой, снятой в жанре детектива. Впрочем, это мы, благодарные зрители, можем полагать фильм Станислава Говорухина «Десять негритят» классикой (на мой взгляд, более чем заслуженно). В далёком 1987 году, когда фильм только создавался, режиссёра Говорухина не пускали на порог высокого искусства. В советской кинокритике было принято считать, что большой зрительский успех - вещь сомнительная, едва ли не приговор фильму с точки зрения его художественных достоинств. Разумеется, это мнение не было тотальным и абсолютным, однако оно стало доминирующим благодаря, в том числе, кардинальным переменам, произошедшим в Союзе кинематографистов СССР и, значит, во всей советской киноиндустрии. В 1986 году на 5 съезде кинематографистов к руководству профессионального союза пришли отчаянные реформаторы-прожектёры. Как результат - резкое падение кассовых сборов в кинотеатрах в 1988 году. Фильм Говорухина оказался одним из немногих чемпионов проката того года. Можно сказать, последней ласточкой - 33 миллиона зрителей, пятое место.
.
…Перечитав в который раз большую и темпераментную статью Говорухина «Заметки ретрограда», которую он опубликовал в «Советской культуре» в период работы над «Десятью негритятами», я вновь не могу отделаться от ощущения противоестественности того поворота, который произошёл тогда в отечественном кино. Мастера жанровых и остросюжетных картин, умевших соединять развлекательность и художественный вкус, крепкую интригу и психологическую глубину, оказались передвинуты из киномейнстрима в маргиналы. Золотая середина истончилась…
.
Верно книге и типично по-русски
автор: Джек Офтен (
Jack Often ) США - июнь 2024 г.
Ссылка на английский текст -
https://letterboxd.com/xrashtiks/film/ten-little-indians-1988/.
Советская экранизация романа Агаты Кристи «И никого не стало» совершает почти невозможное: превращает тонко сработанную вещь в по-настоящему трогательный фильм. Мастерство и фантазия, явленные в фильме, превосходят режиссёра Рене Клера, а иногда даже саму книгу; места съёмок в Крыму отличаются изысканной атмосферой, даже более чем я представлял во время чтения. И съёмка, и звуковое сопровождение наполнены замечательными моментами, которые заставляют остановиться и призадуматься.
Самое замечательное, что фильм придерживается книги, а не сомнительного хэппи-энда из пьесы. Таковым и единственным в своём роде он оставался до 2015 года.
Фильм зачастую очень верно следует первоисточнику, что позволяет сделать эмоции и атмосферу, запечатлённые во время съёмок, ещё более впечатляющими. Скрупулёзность постановки Станислава Говорухина хорошо накладывается на «часовой механизм» Агаты Кристи. (…).
Читать на Дзене