Что же в советских фильмах скрыто? Что проявляется? - размышляет Кристиан М. из канадской провинции Квебек. - Что в их глубинах живёт? Приблизительно такими вопросами задаётся философствующий зритель и киноман, обратившись на этот раз к фильмам Андрея Тарковского. И в первую очередь к "Солярису" (1972).
Я уже знакомил публику с философом и музыкантом Кристианом, нетривиально подошедшим к
теме советских научно-фантастических фильмов. Как человек двуязычный, родившийся в франкофонной провинции Канады, он остро чувствует грани соприкосновения разных (иногда чуждых друг другу) культур. Возможно, поэтому феномен советской кинофантастики его заинтересовал особо. Настолько, что Кристиан объявил о намерении написать книгу.
.
Кристиан назвал своё очередное размышлительное видео просто: "Солярис это Бог?" (…) В своём видео Кристиан много рассуждает о психоанализе как об инструменте познания глубинного "я" в человеке и останавливается на концепции Карла Густава Юнга. Не стану пересказывать всё это видео-эссе. Самые настойчивые и любознательные могут
пройти по ссылке и посмотреть / послушать. Ниже я выложил небольшой, но, на мой взгляд, ключевой фрагмент выступления (в моей расшифровке и редактуре соответствует примерно 12 минутам разговора). На что я бы хотел обратить внимание. 1 - На мой взгляд, Кристиан интересен и заслуживает доверия как человек и исследователь, настроенный на культурный диалог. 2 - Кристиан не любит простых и лёгких путей, и поблажек для слушателей не делает. Поэтому, подозреваю я, большую аудиторию соберёт не скоро, однако усилия, я уверен, не напрасны. 3 - На пути установления желаемого культурного диалога Кристиан склонен прибегать к психоаналитическому инструментарию, из-за чего у немалой части нашей публики могут возникнуть сомнения. Психоанализ в нашей стране непопулярен.
.
Советские фильмы говорят о чём-то глубинном…
Их взгляд на наше кино
автор: Кристиан М. (провинция Квебек, Канада) - июнь 2024 г.
ссылка на видео .
1:09:56 - …В «Солярисе» много таких элементов, которые на сто процентов соответствуют духу Тарковскому - они узнаются сразу. Это, прежде всего, темп, о котором я упоминал. Фильмы Тарковского известны на Западе своим очень медленным темпом и долгими паузами. На это есть причины. Одна из причин заключается в том, что такой темп помогает нам проникнуться красотой и величием того, что мы видим. Тарковский утверждает, что создаёт скульптуры во времени. Например, в «Жертвоприношении» есть длинный эпизод, в котором отец с сыном разговаривают, прогуливаясь по лесу и по полю. В этот момент кто-то проезжает мимо на велосипеде. Кажется, что эпизод длится минут десять. Длинная сцена, в которой мы неотрывно следим за движением в кадре. Так создаётся определённый ритм, который часто называют медитативным. Иногда это может показаться скучным…
Однажды Тарковский сказал по поводу «Ностальгии», что, видимо, он несколько переборщил с эстетикой медленного течения. Но всё равно это шедевр. Через этот приём он пытается выразить что-то важное, что-то личное. Тарковский делает это вполне осознанно. То же самое происходит с его сложно выстроенными композициями.Почему в его фильмах так часто появляется вода? .
Читать на Дзене