Пушкин А.С. Капитанская дочка, издание В.Г. Готье, 1891 - первое российское библиофильское издание

Jan 30, 2017 23:10




П.П.Соколов. Иллюстрация «Маша Миронова в окружении других персонажей романа» к кн.: Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Издание В.Г.Готье, 1891. (экз. №763) Грав. Альфонс Ламот (Alphonse_Lamotte)

Немного о библиофильских изданиях

Подробные рассуждения о том, какие издания можно отнести к библиофильским оставим для отдельной заметки. Я дерзну предположить, что до середины XIX века в российском книгопечатании не было библиофильских изданий. Во первых, русское библиофильство сформировалась только во второй половине XIX века (вывод, исходя хотя бы из формирования списка русских дезидерат (Григория Геннади «Русские книжные редкости» 1872)). А если нет достаточно четко сформированного слоя коллекционеров, говорить о библиофильских изданиях, мне кажется преждевременным.



Титульный лист Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Издание В.Г.Готье, 1891. (экз. №763)

Во вторых, как заметил Обольянинов Н.А., что до 1860 года гравюры и литографии в книгах были исполнены от руки (воспроизведение различными механическими способами: цинкографией, фототипией и пр. - относится к более позднему этапу). А, следовательно, издание любого иллюстрированного издания до 1860-х гг. требовало достаточно больших усилий и ручной работы. А ручная работа (исполнение гравюры вручную, иллюминирование, подписи издателя, вложение оригиналов рисунков и т.п.) как противовес промышленному печатанию - одно из свойств библиофильских изданий. А подносные экземпляры XVIII и первой пол. XIX вв. как и подарочные издания - не совсем из этой категории.



Портрет Пушкина А.С. работы английского живописца и гравёра Томаса Райта (1792-1849)

Мое мнение: библиофильские издания появляются как противоположность огромной массе промышленно напечатанных книг. И для России - это последняя четверть XIX века. Первое издание подобного рода - Пушкин, А.С. Капитанская дочка: Роман / портрет с оригинала Райта и 12 рисунков академика П.Соколова, гравированных на меди А. Ламотом. - М.: В.Г. Готье, 1891. - 156, [4] с., 1 л. фронт. (портр.), [12] л. ил.; 24x16 см.



Мой экземпляр № 763 с подписью «От издателя»

Бесспорно, в эпоху расцвета русского книгоиздательства (конец XIX-начало ХХ века) это первое библиофильское издание. Это мнение двух крупнейших авторитетов в мире библиофилов; Таракановой О.Л. и Сеславинского М.В., поставивших это издание в качестве №1 в своем труде «Книги для гурманов. Библиофильские издания конца XIX-начала ХХ века». Заметка корифеев просто замечательная, трудно, что-то добавить по существу (во всяком случае, сейчас). Рискну без спроса её воспроизвести (надеюсь, никто из уважаемых авторов не обидеться). Так что в этой заметке мое: данное введение, иллюстрации из моего экземпляра (№763, к сожалению не на японской бумаге, а на веленевой; и первые несколько гравюр кто-то неудачно «иллюминировал»), дополнение и библиография.



Далее текст Сеславинского М.В. и Таракановой О.Л.
Издатель Готье

Вольдемар Габриэль (Владимир Владимирович) Готье (1843-03.07.1896) известен отечественным любителям книги и как популярный букинист, и как издатель библиофильской литературы.



Книготорговая фирма французской семьи Готье была основана в 1801 году в Москве для продажи книг на иностранных языках.

Первоначально она находилась на Кузнецком мосту, но со временем ее местоположение несколько раз менялось.

В 1873 году семейное дело перешло к тридцатилетнему Владимиру, которому долгое время сопутствовала коммерческая удача. Он торговал книгами и музыкальными инструментами, а в 1874 году открыл антикварный отдел. Свою антикварную деятельность Готье начал с покупки в Лейпциге знаменитой библиотеки С.А. Соболевского, насчитывавшей около 3000 русских книг с первоклассными редкостями. Затем в течение достаточно короткого времени им были приобретены крупные книжные и графические собрания Н.П. Дурова, О.М. Бодянского, В.С. Требинова и др. С этого момента покупка сразу целых библиотек стала основным принципом его работы со старой книгой.



Ящики с приобретёнными Готье книгами обычно открывались в магазине в присутствии приглашённых именитых покупателей ( И.М. Остроглазова, Д.В. Ульянинского и др.). Выбранные ими фолианты тут же оценивались «на глазок» и раскупались, что, естественно, было крайне привлекательно для библиофилов. Лишь после этого остатки книжных собраний описывались и публиковались в «Каталоге большей частью редких и замечательных русских книг» антикварного отдела книжного магазина В.Г. Готье. В общей сложности начиная с 1887 года вышло 30 таких каталогов.



В последние годы жизни Готье активно занялся издательской деятельностью. Книг им было выпущено немного, но 5 библиофильских изданий, увидевших свет в 1891-1895 годах, прочно вошли в золотой фонд российских книголюбов. Это «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина с рисунками и виньетками П.П. Соколова, «Иллюстрированный альбом к роману „Евгений Онегин” А.С.Пушкина» с 48 не издававшимися ранее рисунками того же П.П. Соколова, «Князь Серебряный» А.К. Толстого с 12 рисунками К.В. Лебедева и «Типы из поэмы Н.В. Гоголя „Мёртвые души”, рисованные художником Петром Михайловичем Боклевским». Тиражи их колебались от 200 экземпляров (альбомы П.П. Соколова и П.М. Боклевского) до 2100 экземпляров («Евгений Онегин»). Все они издавались на хорошей бумаге и имели необходимые атрибуты библиофильских книг: нумерацию каждого экземпляра либо особой части тиража, двойную сюиту для некоторых экземпляров, как правило - именных. Альбомы дошли до нашего времени в издательских переплётах, а издания художественных произведений обычно переплетались владельцами по своему вкусу.

После смерти В.Г. Готье его антикварный отдел был куплен известным букинистом П.П.Шибановым. История династии Готье закончилась вместе с XIX веком.



Издание «Капитанской дочки»

Можно предположить, что большинство своих иллюстрированных изданий Готье сразу задумал как книги с работами русского живописца и талантливого графика Павла Петровича Соколова (1826-1905). П.П.Соколов, средний сын известного портретиста, академика живописи Петра Фёдоровича Соколова и племянник Карла Павловича Брюллова, учился художественному мастерству у отца и дяди. В 1864 году он также был удостоен звания почётного академика живописи.



От отца Соколову передалась любовь к Пушкину, которого он в своих воспоминаниях называет то «божеством», то «солнцем нашей поэзии», то «моим милым поэтом». Цикл иллюстраций к «Капитанской дочке» был выполнен ещё в 1840-1860-е годы, но напечатал его впервые только В.Г. Готье. Издание Готье стало одновременно и первой книжной публикацией работ талантливого художника.

Рисунки гравировал на меди работавший в России французский художник Альфонс Ламот. Впоследствии они были приобретены великим князем Владимиром Александровичем и экспонировались на выставке, устроенной в 1899 году в честь столетнего юбилея А.С. Пушкина.



Открывает книгу знаменитый портрет поэта работы английского живописца и гравёра Томаса Райта (1792-1849). Считается, что рисунок сделан с натуры, хотя некоторые исследователи и современники Пушкина в этом сомневались. Оригинал, выполненный сепией в декабре 1836 года, до наших дней не дошёл, а гравюра с рисунка готовилась для собрания сочинений А.С. Пушкина. Свет она увидела лишь в 1859 году, сразу стала популярной и затем неоднократно воспроизводилась. И.Е. Репин, прекрасно знавший иконографию поэта, говорил о его последнем прижизненном портрете: «Обратите внимание... что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного деятеля, лоб мыслителя. Виден государственный ум» (из Шубин Б.М. История одной болезни. М.: Знание. 1983. С. 11.).



Все гравюры были отпечатаны в Париже, в книге они расположены на отдельных вклейках. Тончайшая работа художника как будто специально рассчитана на то, что владельцы издания будут долго и внимательно, с лупой в руке рассматривать сюжетные сцены, заключённые в оригинальные орнаментальные рамки. Особенно красиво выглядит первый рисунок, где в центре композиции - Маша Миронова, в окружении других персонажей романа.



Книга получила цензурное разрешение 31 марта 1891 года и была отпечатана в типографии А.И. Мамонтова в Москве. Первое библиофильское издание В.Г. Готье заложило матрицу для последующих его книг такого рода. За основу были взяты французские библиофильские издания последней трети XIX века. Тираж составил 1150 нумерованных экземпляров в шрифтовых двухцветных издательских обложках. Первые 100 экземпляров имели дополнительную сюиту оттисков и особый переплёт, другая часть - «подносные» экземпляры с подписью «От издателя».

Книга часто встречается на антикварно-букинистическом рынке, и каждый библиофил считает своим долгом иметь её в домашней библиотеке.



Дополнения

После смерти В.Г. Готье его антикварный отдел был куплен известным букинистом П.П.Шибановым. - Не совсем так, было промежуточное звено: в конце 1895 г. Готье продал магазин своему сотруднику Тастевену Феликсу И., который в свою очередь продал антикварный отдел П.П. Шибанову, продолжив торговлю книгами на иностранных языках (Источник: О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская Библиографический словарь русских букинистов: Учебное пособие по дисциплине «Антикварное и букинистическое дело». М: МГУП, 2004).

Об издателях Готье смотрите заметку «„… и вечные французы“. Эпизоды из истории французского семейства, долгое время проживавшего в Москве», подготовленную ГПИБ России (gpib).



На аукционе М. Чапкиной №84 от 17.04.2004 был продан экземпляр сюиты из 12 иллюстраций на больших листах-паспарту. Очевидно, В. Готье заказал этот альбом специально для любителей изящных искусств только гравюры. Уход за полную сюиту (12 гравюр) 500



П.П.Соколов. Мария Ивановна встречает Екатерину II в Царскосельском саду. Мария Ивановна во дворце перед Екатериной II. 1890. Иллюстрация к кн.: Пушкин А.С. Капитанская дочка. М.: Издание В.Г.Готье, 1891. (экз. №763) Грав. Альфонс Ламот. Оригинал рисунка в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Библиография издания:

  • Сеславинский М.В.; Тараканова О.Л. Книги для гурманов. Библиофильские издания конца XIX-начала ХХ века: [альбом] М.: Белый город, 2010. 310 с. Стр. 27-31. №1.

  • А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации: каталог-справочник: в 2-х т. / сост. И.Н. Врубель, В.Ф. Муленкова. - М.: Книга, 1987. № 141

  • Соколов П.П. Воспоминания. Редакция, вступительная статья и примечания Э. Голлербаха. Комитет Популяризации Художественных Изданий при Госуд. Академии Истории Матер. Культуры. Ленинград. 1930.

  • Каталог АО «Международная книга» №48 «Художественная литература (Belles Lettres)», М. 1934. №346 (экз. на веленевой бумаге, 2 дол.)

  • Каталог АО «Международная книга» Каталог №73 «Художественная литература (Belles Lettres)», М. 1935. №553 (экз. на веленевой бумаге, переплет зеленый полушагреневый с углами, 3,5 дол.)

  • Аукцион №38 от 02.12.1995 // 100 книжных аукционов Маши Чапкиной: каталог. М.: «Захаров», 2009 стр. 202 (379 дол. Экз. № 274. Темно-красный цельнокож. пер. того времени. На корешке и владельческие инициалы: «О.В.Р.» На верхней крышке золотом вытиснен текст в рамке: «Новорожденной 20 июня 1891».)

  • Аукцион №50 от 01.11.1997 // 100 книжных аукционов Маши Чапкиной: каталог. М.: «Захаров», 2009 стр. 256 (59 дол. Экз. № 543).

  • «Дом антикварной книги в Никитском». Аукцион «Русский путешественник» №55 от 18.06.2015 (Лот №366 Цена продажи: 420 000 руб. [Экземпляр с двойной сюитой гравюр]. Экземпляр № 82. Экслибрис Б.Г. Созаева).



Книга в издательском коленкоровом переплете
Смотрите также:

Владыки Кузнецкого моста: Семейство Готье

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».



Торговая марка издателя В.Г. Готье

издатели, книжные редкости, Библио, м...к...

Previous post Next post
Up