Палкин: Эпоха Соловьева (ч. II)

Jan 27, 2017 17:24







Продолжение. Начало

...Сейчас обедал у Палкина с Репиным и шампанским...

М. Горький Из письма Е.П. Пешковой 05.10.1899



Ресторан «Палкин» 1900-е

Сегодня продолжение рассказа об истории ресторана «Палкин». Заметка посвящена Соловьевскому периоду (1890-1917). Попытаемся подробно рассказать об отце антиквара Соловьева Николая Васильевича - о купце 1-й гильдии Василии Ионовиче Соловьеве.

Василий Ионович Соловьев родился в 1839 году в деревне Уварово Коломенского уезда; когда ему было шесть лет, его отправили в Питер к отцу, который держал фруктовую и винную торговлю в доме напротив Технологического института. В столице Соловьев окончил приходское училище, и в 1863 затеял собственное дело - завел фруктово-бакалейную лавку на Николаевской улице.



Соловьев Василий Ионович

В 1864 году он открыл фруктовый магазин на Невском проспекте, дом 71, в 1870 - гастрономический магазин в доме на углу Литейного и Невского проспектов, а в 1874-м - еще один, на углу Невского и Владимирского проспектов.

В 1890 году Соловьев арендовал ресторан «Палкин» у Павла Константиновича Палкина. А в 1893-м купил «Большую Северную гостиницу» (ныне «Октябрьская»), которая приносила ему сто тысяч рублей чистого дохода в год.

Соловьев ввел в моду в принадлежащих ему заведениях «ужины после театров» и «воскресные обеды с музыкой». Каждое воскресение ужины были в сопровождении струнного или духовного оркестров.

Вот меню воскресного обеда, который предлагал петербуржцам Соловьев в 1893 году «с водкой и закуской по 2 руб. 50 к. с персоны»:
  1. Суп ОНТО консоме a la жиров. Пирожки разные.
  2. Котлеты из ершей a la финансьер.
  3. Седло дикой козы a la гранд (веньер), соус поврат.
  4. Жаркое: фазаны, цыплята и дичь, салат.
  5. Спаржа с крюшонами.
  6. Маркиз с шампанским.
  7. Кофе.



Во время обеда, названия блюд которого сами по себе звучат как музыка (пусть и не совсем понятная, но на то и классика), играл с пяти до восьми часов вечера оркестр лейб-гвардии Преображенского полка под управлением капельмейстера Б.И. Шинделара.

«Соловьевский бутерброд», о нем я уже рассказывал, предшественник сегодняшнего канапе, вдохновил поэта Н.Я. Агнивцева на написание стихотворения:

Кулебяка «Доминика»,
Пирожок из «Квисисаны»,
«Соловьевский» бутерброд...

Вот триптих немного дикий,
Вот триптих немного странный,
Так и прыгающий в рот!..

Каждый полдень, хмуря лики,
Предо мною из тумана
Трое призраков встает:

- Кулебяка «Доминика»,
Пирожок из «Квисисаны»,
«Соловьевский» бутерброд!..



В 1901-м новый хозяин ресторана основал паевое «Торговое товарищество „В.И. Соловьев“» (председателем правления был он сам, в состав правления вошли его сын, Н.В. Соловьев, и жена, потомственная почетная гражданка Екатерина Васильевна), с капиталом в 800 тысяч рублей, разделенных на 160 паев по 5 тысяч рублей. Устав был Высочайше утвержден в Петергофе 15 июня.

К 1906 году Соловьеву принадлежали дома 51 (с меблированными комнатами), 59, 61, и 118 по Невскому проспекту, а также фруктовые, винные, колониальные и гастрономические магазины в домах 47, 59 и 76 по Невскому проспекту, «ренский погреб с распивочной продажей» на углу Гороховой и Малой Морской, рестораны на углу Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы и в Кирпичном переулке, а также склад вин в доме 2 по Графскому переулку.



Жил он с семьей сначала в доме 96 по Невскому проспекту, а потом в доме 47. В церковь ходил к Знаменью (церковь Входа Господня в Иерусалим), где в 1867 году вместе со своей первой женой Параскевой крестил старшую дочь Екатерину Васильевну.

Зять Соловьева Чеслав Генрихович Бродович, женатый на его младшей дочери Людмиле Васильевне, владел несколькими магазинами колониальных товаров, а племянник Александр Анисимович Плаксин держал гастрономический магазин на углу Малой Морской и Гороховой улиц.

Дела Соловьева шли столь успешно, что он позволял себе жертвовать крупные суммы в пользу Красного и Синего крестов, Михайловского училища для детей артиллерийских офицеров.



Ресторан „В.И. Соловьев“. Бывший Палкин. Рекламная открытка

В ознаменование 300-летия дома Романовых (1913) предпринял на свои деньги постройку четырехэтажного каменного здания для Александровского женского коммерческого училища Петербургского купеческого общества, затратив около трехсот тысяч рублей. По окончании строительства 18.09.1914 года ему был пожалован орден св. Владимира 4-й степени.

Ранее Соловьев был награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й степени и св. Анны 3-й степени за благотворительную деятельность. Ведь он состоял членом «Общества вспомоществования впавшим в нужду бывшим владельцам заведений трактирного промысла, торговавшим крепкими напитками, и недосточным трактирным и ресторанным служащим», «С. Петербургского комитета для разбора и призрения нищих». В 1886 году на Малой Болотной улице по проекту архитектора Владимира Федоровича Харламова в доме 13 была проведена внутренняя реконструкция и открыт «ночлежный приют Соловьева».

Отмечены были и заслуги Соловьева на ниве предпринимательства. 10 мая 1896 года за «полезную деятельность (...) на поприще отечественной торговли и промышленности» ему было пожаловано звание коммерции советника.



Страница меню ресторана «Палкин» от 20 ноября 1907 года - из «Квартального надзирателя»

В начале XX века в ресторане Палкина по-прежнему, как и в XIX веке, утоляли голод и жажду общения петербургские и иногородние писатели, стараясь не изменять традиции, когда они собирались в трактирах, кафе и прочих заведениях. Еще в 1880-е годы А.Н. Островский, приезжая в Петербург, всякий раз сетовал, что нигде не может найти своих товарищей по перу. «У нас в Москве, - говорил он, - знаешь, по крайне мере, мере, наверняка, в каком трактире бывает тот или другой из наших, а у вас в Петербурге и того нет: разбрелись вы все по разным «палестинам»: кто у Палкина засиживается, кто в Малом Ярославце проводит время, кто в «Капернауме» пробавляется».

И.А. Бунин отдавал предпочтение ресторану Палкина, считавшемуся «шикарным» и неоднократно приглашал А.И. Куприна. Две стены обширного зала здесь были зеркальными, и в них бесчисленно повторялись столики, накрытые белоснежными скатертями, с хрустальной посудой, снующими лакеями во фраках



Устав «Торговое товарищество „В.И. Соловьев“»

В один из зимних приездов Бунина в Петербург (это было примерно в 1902 году) Куприн, его жена М.К. Куприна-Иорданская и Иван Алексеевич зашли вечером в «Палкин». Далее, по воспоминаниям Марии Карловны, произошло следующее:

«Народу в зале было много, столики все заняты, нам пришлось сесть за столик у зеркальной стены. Справа от меня Куприн, слева - Бунин.

У противоположной зеркальной стены, напротив меня, за длинным столом ужинали восемь офицеров.

Увидев меня, они разыграли такую сцену: двое, которые сидели по краям стола и не отражались в нашем зеркале (их могла видеть только я), вставали, поднимали бокалы и пили за мое здоровье. Потом эти места занимали двое других офицеров и проделывали то же самое.

Я заволновалась. В конце концов, это могло кончиться скандалом. Куприн, опустив голову, что-то рассказывал нам. Я глазами показала Бунину на офицеров. Чтобы не поворачиваться к ним лицом. Иван Алексеевич уронил салфетку, наклонился за ней и наискось в зеркало увидел эту пантомиму. Он тоже забеспокоился и через несколько минут сказал:

- Что-то мне сегодня не нравится у Палкина.

- А у меня голова болит. Пойдемте лучше на воздух - предложила я.

Подходя к нашему дому, мы все-таки не выдержали и рассказали Александру Ивановичу, почему мы ушли из ресторана.

- Как?! Вы сделали это умышленно? Я сию минуту возвращаюсь обратно».



Поздравление Соловьеву В.И.

Среди постояльцев ресторана были: Максим Горький, художник-иллюстратор П.Н. Троянский, критик Петр Пильский, композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, издатель И.Д. Сытин, Андрей Белый и Александр Блок.

В 1905 года в отдельных кабинетах ресторана Палкина на втором этаже В.И. Ленин не раз проводил конспиративные заседания сотрудников большевистской газеты «Новая жизнь» (ее редакция и контора помещались в доме 68/40 по Невскому проспекту, на углу Фонтанки).

4 мая 1903 года Техническо-Строительный комитет Городской управы дозволил «постройку каменного пятиэтажного на подвале лицевого дома (...) каменного четырехэтажного, с мансардою, надворного флигеля (...) надстройку третьего и четвертого каменных этажей и мансарды на надворном флигеле». Эти работы были проведены под руководством архитектора Бориса Ивановича Конецкого (1881-1906). Произошла смена вывески: «Ресторан товарищества «В.И. Соловьев», бывший Палкин».



В 1905 году, при ресторане «Палкин» был устроен «Новый дом» с отдельным входом с Владимирского проспекта (3-й подъезд), что дало возможность регулярно проводить здесь концерты. 31 декабря 1906 года в «новом концертном зале» на торжественной встрече нового 1907 года выступали «три оркестра музыки». В конце 1906 года каждый день во время обедов и ужинов в ресторане выступал большой струнный оркестр из 35 человек под управлением В. Казабианки, на арфе солировала «известная артистка миланских театров г-жа Мария Ла-Виа». Вход на концерты был бесплатным, оставалось лишь заплатить за ужин.

В перестроенном концертном зале ресторана выступали солисты миланского театра «Ла Скала». Большим успехом, по отзывам прессы, пользовались в 1907-1908 годах концерты гастролировавшего в Петербурге итальянского оперного ансамбля под управлением Манлио-Баваньоли и неаполитанской труппы Д. Бальдини. Концерты начинались поздно вечером, в половине двенадцатого, «после театров».



Выступление арфисток в ресторане «Палкин» 1910 г.

5 ноября 1910 года Соловьев выкупил ресторан Палкина после 20-летней аренды, но название заведения не изменилось.

В сезоне 1909-1910 годов в концертном зале ресторана «К.П. Палкин» впервые в России выступал оркестр двенадцати арф под руководством солистки Эммы Консолини де-Стефано, состоявший «из лучших учениц Болонской консерватории». В их исполнении звучали номера из популярных опер и оперетт.



С 1914 года и до конца своей жизни (14.08.1915) Соловьев Николай Васильевич был директором-распорядителем семейного Товарищества. После его скоропостижной смерти во главе фирмы опять встал семидесятипятилетний В.И.Соловьев.

На 1915 пайщиками Товарищества являлись помимо Соловьева: М.Л. Кауфман, К.Н. Полосухин, К.Г. Бродович, Н.П. Немиров, В.М. Кузьмин и М.В. Петрова, С.А. Шишкин.



Реконструкция планировки квартиры К. Палкина, 3 этаж (в настоящее время, ресторан находится именно на этом этаже). 1. Прихожая; 2. Гардеробная; 3. Гостиная; 4. Буфетная; 5. Моечно-сервировочная, 6. Кабинет; 7-10. Жилые комнаты; 11. Кухня (квартиры); 12. Кладовая; 13. Туалетная; 14-15. Кухня 16. Коридор

В феврале 1917 году ресторан и гостиница были проданы Рижскому коммерческому банку. Ресторан был закрыт. Но покупатель не успел въехать в этот дом, поскольку с апреля 1917 года в нем содержалась «арестованные, до окончания ремонта прежних мест заключения».

Так закончилась дореволюционная часть истории ресторана и история «Торгового товарищества «В.И. Соловьев»



У ресторана Палкин. 1917
Смотрите также:

Соловьевский бутерброд

Соловьев Николай Васильевич: Невыносимая легкость книжного бытия комиссионера святейшего Ватикана



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Соловьев Николай Васильевич, Санкт-Петербург, Путешествия

Previous post Next post
Up