Старообрядчество и петровские реформы

Aug 31, 2010 11:54

Почему-то считается аксиомой, что именно петровские реформы привели к секуляризации и обмирщению всей повседневной жизни нашего народа. Этот пункт занимает важное место в современно старообрядческой пропаганде. Мне при изучении данного периода церковной истории показалось, что истинной причиной «обмирщения» напротив стала старообрядческая ( Read more... )

Leave a comment

yungerov_yuriy August 31 2010, 08:16:32 UTC
Обмiрщение стало закономерным процессом. Причем началось это намного раньше. Была только внешняя строгость, фарисейская, которая изнутри была полна костей и зловония. См. напр., Стоглавый Собор (попам в церкви да не драться) да и тот же С.А. Зеньковский описывает печальное духовное состояние при царе Алексее Михайловиче, которое только прикрывалось "древлеправославием". А чего стоят старообрядцы с их ревностью, они показали в 20 веке.

Reply

staroobrad August 31 2010, 13:13:35 UTC
+++А чего стоят старообрядцы с их ревностью, они показали в 20 веке.

Вы всё-таки в своё обзоре пишите крайне поверхностно, не изучая подробно источники и литературу по ХХ веку.

Reply

yungerov_yuriy August 31 2010, 13:16:11 UTC
Не сомневаюсь, что это может быть так, ведь я - любитель, а не историк. Собственно, этих фактов мне УЖЕ хватает, а если бы я обнаружил еще 150 таких же, то это только бы "дало жару". Знаете, просто считаю, что один раз поклониться Сталину - этого уже достаточно, а если это было сделано много раз и по-разному - то сильно роли не играет.

Reply

staroobrad August 31 2010, 15:07:52 UTC
+++150 таких же

Вы уверены, что именно ТАКИХ же, а не других. Может быть тогда бы и поняли, ПАРАДИГМУ мышления староверов.

Reply

alcibiades_hel August 31 2010, 18:44:04 UTC
Внешняя строгость тоже была весьма своеобразной. Лучше всего о ее характере говорит практика т.н. многогласия. Т.е., с одной стороны соблюсти чинопоследование, предполагающее весьма длинные службы, а с другой - читать и петь в пять-шесть голосов, чтобы побыстрее эту службу окончить ( ... )

Reply

yungerov_yuriy September 1 2010, 11:38:09 UTC
Да, насчет многогласия согласен с Вами полностью.

Что касается сергианства, то в данном случае я подразумеваю внедрение безбожной советской идеологии внутрь церковной организации, т.е. соглашение духовное с этой идеологией (а отсюда уже идет вывод о догматике, соответственно). Сервилизм тот же предполагает несколько иное: внешний контроль Церкви со стороны нехристианских правителей.

Термин "официальная" не мешает Церкви быть Церковью. Просто организация может быть официальной, а может и не быть. Просто я сделал попытку показать, что старообрядцы боролись именно со всем официальным.

А 20 век показал, что вся "ревность" (даже за бороду готовы были претерпеть наказание) старообрядцев стоит не больше, чем мыльный пузырь.

Reply

alcibiades_hel September 2 2010, 15:36:00 UTC
Есть такая позиция, что т.н. "никонианство" - это сергианство до патр. Сергия. А типа старообрядцы боролись с обновленцами, экуменистами и сергианами своего времени. Кажется, частично такие представление близки и Вам, судя по статье. Вы, к примеру, цитируете еп. Андрея Ухтомского, который придерживался подобных взглядов. Еще там есть такая фраза: «Обличение в неправильностях старообрядцев было бы уже совершенно неубедительно. На фоне синодальной Церкви старообрядцы смотрелись приглядней». Для меня старообрядцы - это обрядоверы, которые придавали второстепенным в жизни Церкви вещам догматическое значение. Борода, двоение Аллилуйи или восьмиконечность креста оказались для них важнее церковных таинств и самого учения Христа. То есть, тот же Аввакум одобрял т.н. «гари», то есть самоубийство, лишь бы ни жить в этом «проклятом никонианском мире». Четвероконечный крест, на котором был распят Господь, они называли печатью антихриста, чем возводили хулу на святыню. И т.д. Можно долго перечислять. В расколе 17-го века проявился Божий промысел. ( ... )

Reply

yungerov_yuriy September 5 2010, 18:42:35 UTC
Здравствуйте.

Простите, что долго не отвечал.

Я во многом с Вами согласен. Поэтому сильно расписывать не будут, т.к. мысли пока нет времени длинно формулировать.

Но ведь сами сергиане не утверждали соборно, что они "спасают Церковь союзом с врагами Христа", там был более лукавый ход. Все-таки в принципе церковное служение власти безбожной уже будет сергианством. И падение старообрядцев здесь очевидно.

Кстати, я так понял, что Вы из РПЦЗ (В)? я очень уважительно отношусь ко многим ее чадам и считаю, что у нас много общего.

Reply

alcibiades_hel September 6 2010, 04:30:08 UTC
Здравствуйте, Юрий ( ... )

Reply

yungerov_yuriy September 6 2010, 13:42:24 UTC
Экуменизм был соборно исповедован. В 1994, 1997 и в 2000 г. Не говоря уже о том, что ВСЦ имеет еретический устав, под которым необходимо было всем подписываться.

собственно, я считаю достаточным наличие Декларации, чтобы видеть в ней не только отступничество, но и лжеучение. Вы правильно сказали, что его суть состоит в союзе с врагами Христа, причем союзе идеологическом.

Ну, 40 - это явное преувеличение :) все же меньше. Вообще можно грубо разделить на три ветви: матфеевцы, флоринцы, киприаниты. Киприанитов можно сразу отметать, т.к. они еретики, исповедующие благодатность официальных церквей. А дальше Вы и сами знаете. Можете посмотреть на сайте www.hierarchy.religare.ru - там есть про всех.

Можете еще посмотреть эту работу - http://www.katakomb.ru/2/starostil.html

только очень осторожно, т.к. ее писал сиверсовец, и там у него в конце своя мифология уже идет. Но вообще фактология разделений между старостильниками изложена подробно.

Reply

alcibiades_hel September 6 2010, 14:31:10 UTC
Спасибо за ссылку! Буду изучать)

"Экуменизм был соборно исповедован" (с)

Ну, некоторые люди из МП с Вами бы на этот счет поспорили. Вот если бы собор высказался также определенно, как патр. Кирилл в Канберре, вопросов бы уже не возникало.

Reply

yungerov_yuriy September 6 2010, 14:34:28 UTC
----Ну, некоторые люди из МП с Вами бы на этот счет поспорили.

Ну Вы же знаете, что насчет любой ереси можно поспорить, что она не является ересью. Поэтому и в данном случае так же.

Reply

alcibiades_hel September 6 2010, 14:54:16 UTC
Ну, тут немного другое. Некоторые в МП также считают экуменизм ересью, но не считают, что МП официально эту ересь исповедует.

Впрочем, я такой точки зрения не придерживаюсь. Поэтому мне спорить не хочется)

Reply

yungerov_yuriy September 6 2010, 15:24:26 UTC
Такое "немного другое" тоже очень часто происходило во время еретических смут. Вы же знаете :)

а так я Вас понимаю.

Reply

alcibiades_hel September 6 2010, 15:32:10 UTC
Армянская апостольская церковь - классический пример.

Reply

классический пример. grigor_yan September 6 2010, 16:40:13 UTC
Простите, что вторгаюсь в ваши беседы о ваших же ересях, реформах и расколах, но я не понял чему "классический пример" Армянская Апостольская Церковь?

Reply


Leave a comment

Up