Почему-то считается аксиомой, что именно петровские реформы привели к секуляризации и обмирщению всей повседневной жизни нашего народа. Этот пункт занимает важное место в современно старообрядческой пропаганде. Мне при изучении данного периода церковной истории показалось, что истинной причиной «обмирщения» напротив стала старообрядческая
(
Read more... )
Прочитал Вашу статью. Мне показалось, что ересь сергианства Вы толкуете слишком широко. Тем самым давая тем же самым сергианам очень много поводов, чтобы находить аналогии к Вашим примерам в церковной истории и тем самым представлять сергианство в виде чисто политической идеологемы, не имеющей отношения к догматам.
Что до старообрядцев, то я смотрю на этот раскол более консервативно. Они боролись не с "официальной Церковью", а просто с Церковью, которая одна. "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее" (Мф 16, 18). Церковь в единственном числе. Не может быть двух церквей - официальной и неофициальной. И поэтому особенности взаимоотношений старообрядческих иерархов с безбожными властями для меня принципиального значения не имеют. Впрочем, уже вскоре после раскола некоторые старообрядцы приняли участие в восстании безбожника Степана Разина. Так что если толковать сергианство широко, то корни его можно усмотреть уже там.
Reply
Что касается сергианства, то в данном случае я подразумеваю внедрение безбожной советской идеологии внутрь церковной организации, т.е. соглашение духовное с этой идеологией (а отсюда уже идет вывод о догматике, соответственно). Сервилизм тот же предполагает несколько иное: внешний контроль Церкви со стороны нехристианских правителей.
Термин "официальная" не мешает Церкви быть Церковью. Просто организация может быть официальной, а может и не быть. Просто я сделал попытку показать, что старообрядцы боролись именно со всем официальным.
А 20 век показал, что вся "ревность" (даже за бороду готовы были претерпеть наказание) старообрядцев стоит не больше, чем мыльный пузырь.
Reply
Главная опасность при любом расширении понимания сергианской ереси (сравнение с «никонианством», к примеру) в том, что само понятие незаметно размывается. То же самое, кстати, происходит, когда говорят о "греко-сергианстве", "неосергианстве", "сергианстве РПЦЗ по отношению к Гитлеру" и т.п.
Вот, Вы цитируете священномученика еп. Николая (Добронравова), говоря, что он выразил суть ереси сергианства: «Против апостольской Церкви митр. Сергий погрешил введением в Церковь мирских начал и земных принципов, против святости - похулением подвига исповедничества, против соборности - единоличным управлением Церковью». Но еп. Николай здесь еще не говорит о ереси. Тем паче, что, к примеру, «прегрешение против соборности» совершил и тот же патр. Никон, когда своим единоличным решением в 1953 попытался ввести троеперстие и в некоторых других случаях. А уж примеры попыток «введения в Церковь мирских начал и земных принципов» и вовсе в истории найти несложно.
Мне кажется, суть сергианства довольно точно выражена в тексте нашей анафемы от 2004 г. «Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую; учащим, что, якобы, союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и ради этого дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедающим христианам поклоняться богоборческой власти, будто бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все её беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служить Богу, - как и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий (Страгородский) и все его последователи: АНАФЕМА!»
Reply
Простите, что долго не отвечал.
Я во многом с Вами согласен. Поэтому сильно расписывать не будут, т.к. мысли пока нет времени длинно формулировать.
Но ведь сами сергиане не утверждали соборно, что они "спасают Церковь союзом с врагами Христа", там был более лукавый ход. Все-таки в принципе церковное служение власти безбожной уже будет сергианством. И падение старообрядцев здесь очевидно.
Кстати, я так понял, что Вы из РПЦЗ (В)? я очень уважительно отношусь ко многим ее чадам и считаю, что у нас много общего.
Reply
Согласен, что здесь все сложно и неоднозначно. Принципы экуменизма на соборном уровне в МП тоже никто не формулировал. А в ВСЦ они типа миссионерством занимаются.
Союз с врагами Христа, мне кажется, впервые зафиксирован Декларацией 1927 года и окончательно утвержден в 1943 году. Теперь на соборном же уровне МП должна отречься от Декларации и вытекавшей из нее практики, ну, и, возможно, повторить анафему патр. Тихона на большевиков. Соборно ересь сергианства в МП не исповедуют, но в частном порядке ее исповедует абсолютное большинство. Собственно, они в частных высказываниях и в статьях почти дословно повторяют, что митр. Сергий "спасал Церковь".
Я к нам сравнительно недавно присоединился, в начале этого года. Долгое время для меня принципиальный вопрос звучал примерно так: "Какая из нынешних "РПЦЗ" настоящая РПЦЗ?" В итоге, я для себя на этот вопрос ответил.
Кстати, Вы не подскажете, что можно почитать на тему различий между разными греческими старостильными паратаксами? Я пока примерно понял разницу между "матфеевцами", "флоринитами" и "киприанитами", но там вроде около 40 деноминаций.
Reply
собственно, я считаю достаточным наличие Декларации, чтобы видеть в ней не только отступничество, но и лжеучение. Вы правильно сказали, что его суть состоит в союзе с врагами Христа, причем союзе идеологическом.
Ну, 40 - это явное преувеличение :) все же меньше. Вообще можно грубо разделить на три ветви: матфеевцы, флоринцы, киприаниты. Киприанитов можно сразу отметать, т.к. они еретики, исповедующие благодатность официальных церквей. А дальше Вы и сами знаете. Можете посмотреть на сайте www.hierarchy.religare.ru - там есть про всех.
Можете еще посмотреть эту работу - http://www.katakomb.ru/2/starostil.html
только очень осторожно, т.к. ее писал сиверсовец, и там у него в конце своя мифология уже идет. Но вообще фактология разделений между старостильниками изложена подробно.
Reply
"Экуменизм был соборно исповедован" (с)
Ну, некоторые люди из МП с Вами бы на этот счет поспорили. Вот если бы собор высказался также определенно, как патр. Кирилл в Канберре, вопросов бы уже не возникало.
Reply
Ну Вы же знаете, что насчет любой ереси можно поспорить, что она не является ересью. Поэтому и в данном случае так же.
Reply
Впрочем, я такой точки зрения не придерживаюсь. Поэтому мне спорить не хочется)
Reply
а так я Вас понимаю.
Reply
Reply
Reply
Положение дел с сергианством в МП чем-то напоминает положение дел с монофизитством в ААЦ.
Только ереси и расколы - не наши, а еретиков и раскольников. Наши только реформы)
Reply
Хорошо! :))
***Положение дел с сергианством в МП чем-то напоминает положение дел с монофизитством в ААЦ***
Опять не понял... Видите ли, в ААЦ с монофизитством не никакого "положения дел". Монофизитство - это было греческой ересью, и ААЦ ее анафематствовала никогда не имея к этой ереси никакого отношения. Т.ч. мне не понятно, что там мне может напомнить некое "сергианство" в МП. Может Вы мне поведаете что там Вам напоминает "положение дел" с тем самым вашим "монофизитством"?
***Только ереси и расколы - не наши, а еретиков и раскольников. Наши только реформы)***
Вот это легко понимаю! Как всегда - наши доблестные разведчики, а их подлые шпионы...
Reply
После Халкидонского собора для православных Армянская церковь стала монофизитской. Сами же армяне также считали монофизитство ересью, а себя, соответственно, православными.
Сходство с сергианством и экуменизмом в МП чисто внешнее. Различий хватает. Вполне возможно, что первоначально причиной разделения между нами и вами послужило недоразумение. В случае с МП недоразумение, увы, исключено.
Reply
Ну, можно, наверное, привести такой пример. В эпоху гонения на христиан первых веков некоторые отрекались и приносили жертвы языческим богам. Когда они это делали, они совершали страшный грех против Бога, но ереси еще никакой не исповедовали. А вот если бы кто-то из иерархов начал учить, что если христианина заставляют принести языческую жертву, то он имеет полное право это сделать, ибо таким образом «спасается Церковь», это была бы уже экклесиологическая ересь.
Впрочем, старообрядцев в сергианской ереси вообще обвинить сложно. Ибо как могут учить о том, что союзом с богоборцами спасается Церковь те, кто сами находятся за церковной оградой.
Я к таким выводам пока пришел, но может я, конечно, чего-то не понимаю.
Reply
Leave a comment