Dec 17, 2015 17:51
Я бы сказал, что главный двигатель социализации - это правильно сопровождаемая инклюзия.
Нашему ребенку сейчас 8 лет. Социализация у нас проходила в несколько этапов:
1. Детский сад.
Первая наша попытка пойти в детский сад провалилась с треском. Каждый день в саду сын прятался за мебелью и громко кричал, затыкая уши. После пары недель отчаянных попыток постепенно приучить его к садику, нас оттуда попросили. Мы могли настаивать, но не стали. Было очевидно, что садик "не пошел".
К тому времени мы уже стояли в очереди на медицинскую оценку. Уже прошли первые встречи со специалистами. Мы в принципе, уже понимали что вряд ли нас будут убеждать, что все в порядке.
Спустя некоторое время, мы начали ходить в садик "половины дня" раз-два в неделю. Это такая местная вспомогалочка для родителей, которые хотят приучать ребенка к садику постепенно. Ребенка там оставляют на 2-3 часа поиграть со сверстниками под присмотром воспитателей.
Там сын играл сам по-себе, но по-крайней мере, научился терпеть присутствие других детей.
Когда он привык к более шумному окружению чем у нас дома, мы начали ходить в мини детский сад (одна группа из 7 детей на одного воспитателя). В том возрасте сын практически не играл ни с кем, был исключительно сам по-себе, основные проблемы были научиться объяснять взрослому, что ему что-нибудь нужно (например, пить или в туалет).
Затем, мы перевели его в обычный детский сад, сотрудничавший с нашим центром реадаптации (там были отдельные помещения для работы c ребенком), где с ним занимались 3 дня в неделю специалисты центра реадаптации по 3-4 часа в день. Мы сами ставили перед ними задачи (наши основные цели тогда были: освоение языка на бытовом уровне, развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками, социализация). Мы работали с ребенком дома, они - в саду. Через пару месяцев добавилась школа на полдня. Класс для подготовки особышей к школе в обычной государственной начальной школе. Там их учили работать в классе и группе, не пугаться звонка, отвечать на вопросы, поднимать руку, т.е. все то, что у обычных детей проблем не вызывает.
За год упорного труда в школе, саду и дома, ребенок научился воспринимать окружающих, начал активно сотрудничать со взрослыми и хоть и с трудностями, но все-таки общаться с детьми.
Паралельно с этим, мы ходили на разные кружки с групповыми занятиями, например, тайквон-до. Работа дома по-социализации заключалась в выходах на площадку или в детские развлекательные центры, организации игр с детьми, посещение друзей (выезды семьями и походы в гости) и так далее. График был очень плотный.