Nov 22, 2015 14:57
Заранее хочу сказать, что я не претендую на научность своих наблюдений. Все выводы сделаны на основе общения со своим ребенком.
Аутизм озадачивает родителей жёстко ограниченными интересами, приверженностью знакомой рутине и часто повторяющимися поведенческими актами. Как говорят многие исследователи в этом самоограничении аутичный ребенок обретает успокаивающий его порядок в этом хаотичном мире. Вполне возможно что Ваш ребенок не испытывает подобных трудностей, но я использую эти симптомы для объяснения идеи работы по-преодолению внутренних блоков.
И ограниченные интересы и аутостимуляция, с моей точки зрения, не способствуют (но и не препятствуют) развитию ребенка, потому что ограничивают его опыт устоявшимися событиями и крайне ограниченным набором реакций на внешние раздражители. Однако, на определенном этапе жизни они ему необходимы и борьба против них, как нам объясняли, нежелательна. Но и оставлять все как есть на мой взгляд не стоит, только вместо противодействия нежелательным стереотипам нужно научиться замещать их новым поведением.
Прямолинейная "борьба" с явно выраженной потребностью ребенка придерживаться привычного уклада и использования аутостимуляции для разгрузки нервной системы от переполняющих его эмоций приводит лишь к развитию нервозности. Поэтому можно заранее смириться с тем, что эта рутина необходима, поскольку с ней ребенок чувствует себя увереннее и спокойнее, ведь фиксация на переживаниях и страх перед неопределенностью тоже не способствуют познанию нового. Но, после того, как рутина устоялась и ребенок чувствует себя спокойнее (это можно понять по-снижению количества и глубины “внезапных” кризисов), вполне возможно начинать включать в нее новые занятия, постепенно приучая его к принятию нового опыта.
Например, наш ребенок в 2-3 года не мог отходить от дома за пределы прямой видимости. Любые попытки изменить ареал его прогулок приводил к истерике. Так продолжалось достаточно долго, и в итоге мы поставили себе целью преодолеть его страх “потеряться”. Тогда он не говорил, поэтому не был в состоянии объяснить что именно удерживает его в пределах 20 метров от парадной, но то, что это именно страх перед незнакомым местом мы поняли и сами, это стало понятно во-время проведенных экспериментов: если мы заводили его за деревья и он терял парадную из виду, то он возвращался туда откуда пришел пока подъезд не попадал в поле зрения. Любые попытки задержать его приводили к истерике. Поэтому на первом этапе важно понять, что именно является причиной нежелательного поведения. И для нас эта привязанность к парадной была достаточно серьезной проблемой.
Мы начали исследовать окрестности потихоньку, вначале в пределах видимости, а, затем, заинтересовав его чем-нибудь за пределами “разрешенной зоны”, делать небольшие набеги за границу дозволенного им, быстро возвращаясь обратно. Так, со-временем, мы помогли ребенку понять, что самое интересное чаще всего находится за пределами комфортной зоны.
Это был серьезный прорыв. В начале он позволил задерживаться за пределами этой зоны чуть подольше, прежде чем мчаться обратно, чтобы убедиться что за время его отсутствия его парадная никуда не отлучилась. Потом, убедившись в отсутствии у нее склонности к перемене мест, он начал “запечатлевать” новые ориентиры в своей памяти и “добавлять” их к зоне комфорта. Мы стали уходить от парадной все дальше и дальше. Это помогло нам со-временем “открыть” для себя детские площадки в округе, что существенно разнообразило наши прогулки. И, хотя, он все еще требовал, чтобы до площадки и обратно мы ходили одной и той же знакомой дорогой, это был серьезный шаг вперед.
Через несколько лет упорных занятий по расширению “зоны комфорта”, мы добились того, что вначале пешие, а затем и велосипедные прогулки по новым маршрутам перестали быть проблемой. Да, он все еще чутко отслеживает знает ли он то место где мы оказались или нет. Да, он все еще продолжает искать “знакомые привязки” к зоне комфорта, как например кафе, куда мы с ним заезжаем в конце одного из наших велосипедных маршрутов. А когда он не находит ничего уже известного ему, то хотя бы в виде домов знакомой архетектуры или аналогичных животных, и чувствует себя гораздо увереннее, когда находит хотя бы что-то из перечисленного. Но самое главное это то, что он позволяет себе исследовать новые маршруты и это помогло, в том числе, и внести разнообразие в его увлечения.
Здесь, я хочу отметить, что решение одной задачи обычно влечет за собой целый спектр достижений. Вы можете заметить, что выстраиваются целые взаимосвязанные цепочки улучшений. Приобретенный навык “включения новых мест” в зону комфорта привел к появлению разнообразных занятий, а это в свою очередь привело к расширению зоны интересов, а это повлекло к появлению множества ситуаций где требовались уже другие навыки (в том числе и социализации, групповой игры и т.д.).