В конце сентября прошлого года Крафтверк, а точнее, один из основателей группы, Ральф Хюттер, дали концерт в Киеве. Я тогда пожалел, что эта уникальная группа, видимо, не посетит Москву. Но мои опасения оказались напрасными. 14 февраля другой участник группы, Карл Бартос, выступил с программой Крафтверк в Москве, в клубе Цистерна. Идя на концерт, я ожидал, что Бартос смоделирует в точности выступление Крафтверк тридцатилетней давности. Группа знаменита тем, что её стиль не менялся ни тогда, в начале 80-х, ни сейчас. В Киеве, похоже, так оно и было. Всё совершается с безупречной немецкой точностью. Четыре звуковые установки, за ними, похожие на манекенов исполнители. И не важно, что там из живых Крафтверк был только мистер Хюттер-- ведь манекены, заменяющие живых людей- фирменный стиль группы!
http://alceus371.livejournal.com/22596.html В Цистерне всё было иначе. Во-первых, представление началось с опозданием минут на сорок, когда мистер Бартос появился перед диджейским пультом. Рядом с ним встал небольшого роста пожилой мужичок с длинными волосами, который пел голосом робота. Вместе эти непохожие друг на друга люди, производили забавное впечатление. Ни роботов, ни манекенов, они тоже не напоминали. Оба выглядели неподвижными, но это им удавалось с трудом. Бартос был сосредоточен на своём ноутбуке, бросал взгляды в зал, улыбался, даже пел, хотя не обладал каким-нибудь впечатляющим вокалом. Играли музыканты даже известнейшие свои вещи как-то неровно. Если быть точным, Бартос привёз собственное шоу, в котором присутствовали песни Крафтверк. Представление называлось «Live Cinema», поэтому другой его частью был видеоряд, который проецировался прямо на стены клуба. Среди движущихся картин можно было узнать фрагменты известнейших фильмов, «Фотоувеличение» Антониони и «Таксист» Скорсезе. В начале представления, как мне показалось, среди образов, мелькавших на стенах, показалась фигура Энди Уорхолла. Короче, мистер Бартос проявил больше изобретательности и человечности, чем обычно проявляли на своих концертах участники Крафтверк.
Публика сначала была зажата, но после песни "Метрополис", понемногу разошлась, а на песне "Роботы" уже громко подпевала рефрен:
"Ви ар роботс..."
Эмоциональный пик пришёлся на песню "Компьютер либе" ("Компьютерная любовь").
Карл Бартос-- любопытная фигура современного европейского искусства. Накануне выступления он дал интервью несетевой "Газете". В своём интервью, этот авангардист и в чём-то революционер, обнаружил в себе консерватора. Новые пути для творчества он видит не в настоящем, а в прошлом, в немецком искусстве 20-х годов прошлого века. А ещё в интервью просматривается неуверенность музыканта в быстроменяющемся мире.
Вот несколько его высказываний:
О музыке:
"Музыка - это не язык в филологическом смысле. Вы не сыграете фразу «снег - белый» на гитаре без слов. Но можно передать настроение. Причем музыка - вне всяких языков: настроение одинаково доступно всем национальностям. Это лучший способ уточнить настроение, которое вы хотите передать слушателю, видеоряд".
Об идеале искусства:
«Думаю, мы должны вернуться к немецкому искусству 1920-х годов... Именно там изобрели способ «оживления» абстрактных картин, что-то наподобие мультфильмов. Это называлось Lightspiele - игра света».
Предсказание кризиса:
"Боюсь, что если через 50 лет мы захотим обратиться к накопленной сегодня информации, то обнаружим дыру. Триллионы фотографий, видеороликов, аудиозаписей - все канет в Лету. Глобальный кризис совместимости форматов наступит еще на нашем веку".
Полностью интервью.
ГАЗЕТА.GZT.RU:
«Глобальный кризис совместимости форматов наступит еще на нашем веку» Музыкант и художник Карл Бартос, перкуссионист группы Kraftwerk в 1975-1991 годах в интервью «Газете»
12.02.09 22:30
Карл Бартос - немецкий музыкант, композитор, экс-перкуссионист легендарной группы Kraftwerk, первопроходцев электронной музыки, чье значение для стилей синти-поп, электро, краут-рок и техно огромно. Бартос присоединился к группе в 1975 году для одного гастрольного тура под альбом «Autobahn» и...
Постоянный адрес статьи:
http://gzt.ru/culture/2009/02/12/223006.html В завершение песня, которая не прозвучала на концерте, но, уверен, любима многими поклонниками группы.
Neonlicht, 1978 г.