Китайский художник Янь Пэй-Мин выставил в Лувре пять картин. Первая-- копия Моны Лизы, выполненная в серой гамме, по лицу портрета текут слёзы. На двух других изображены черепа-- копии рентгеновских снимков головы художника. На четвёртой-- портрет умершего отца автора, на пятой-- сам Янь Пэй-Мин изобразил себя мёртвым. Выставка называется "Похороны Моны Лизы".
Столь необычное высказывание художника будет находить и уже находит различные объяснения. Сам художник навёл журналистов на мысль, что он бросил вызов мёртвящей атмосфере музея.
Материал в сетевой газете Взгляд
13:43, 13 февраля 2009
Джоконды больше нет Странная экспозиция прогремела открытием в парижском Лувре: музей решил похоронить знаменитый символ Возрождения - Джоконду. Западные искусствоведы считают, что это поможет публике по-новому взглянуть на шедевр да Винчи, а может, по-новому взглянет сама Джоконда? Организовать церемонию поручили франко-китайскому художнику-авангардисту Йану Пэй Мингу. Служителей музея, к слову, переодели в черное. Подробнее… все новости «Что такое Лувр? Кладбище мертвых художников. Люди сюда приходят, как к могилам, а живые художники - чтобы посмотреть на место своего будущего погребения»,-- сказал он в одном из интервью.
Слова художника, объясняющего свои картины, не вызывают у меня доверия. Если задуматься, то можно обратить внимание вот на что. Янь Пэй-Мин-китаец, а отношение китайцев к смерти и к загробной жизни радикально отличается от отношения к смерти европейцев. Для европейцев живое и неживое, здешний мир и загробный мир чётко разграничены. Для мёртвого отведены особые пространства, которые посещаются в строго определённое время. Общение с мёртвыми-в ведении религиозных институтов, а музей в классическом понимании-своеобразный храм Разума, цель которого просвещать людей, избавляя их от страха смерти.
Не вдаваясь в подробности китайского мировосприятия, смерть для китайцев существует в некоем единстве с жизнью. Живые перемещаются в мир иной, духи мёртвых присутствуют в нашем мире. На картинах Янь Пэй-Мина происходит встреча живых и мёртвых. Фигура отца, особенно, если речь идёт об умершем предке, имеет для китайца огромное значение. Даже если это современный вестернизированный китаец фигура умершего отца для него- объект поклонения. Такое же символическое значение идола имеет в европейской культуре Мона Лиза, что ежедневно доказывается толпой паломников, приходящих в Лувр поклониться этому идолу. Китаец выставил два божественных, в его понимании образа, не для того ли чтобы символически повенчать их друг с другом?
Сам художник в другом интервью прозрачно намекает на то, что смысл его выставки- показать священный брак. «Нас неслучайно трое. Смотрите: отец, сын и святая Мона Лиза. Троица!» Но лучше бы он сказал «Святое семейство» (хотя бы потому, что Троица-это изображение трёх ангелов, не обладающих признаками пола!). Какой был бы скандал, если бы китаец сказал Святое семейство! Мало того, что надругался над Моной Лизой, ещё смеет сравнивать себя с Христом! Китаец тактично воздержался от такого сравнения, но выдал суть своего замысла.
Тема его выставки- священный брак и рождение. На пятой картине Ян Пэй-Мин изобразил себя мёртвым… Жалко, что нет возможности увидеть эту картину, но уверен, что художник изобразил себя в ней в «позе зародыша». А что означают изображённые черепа? Это может быть символом нерождённого потомства, которое происходит от этого брака? А может это символическое изображение живых духов предков, которые присутствуют на свадьбе?
Свадьба и похороны во все времена у всех народов были обрядами подобными друг другу. Вот почему китайский художник уверен, что его картины содержат в себе повод для веселья. "Это похороны в значении праздника, поминок, для того, чтобы отдать дань жизни самого известного полотна в мире… Я не говорю, что "Мона Лиза" умерла и должна быть захоронена. Я отмечаю ее жизнь и жизнь многих других людей, разделенных целыми поколениям, которые, однако, не перестают восхищаться ей».
В картинах Ян Пэй-Мина есть нечто более значительное, чем пародия на мёртвые произведения искусства. Так что «концептом выставки» я считаю не «смерть идолов», как написал в своём комментарии один искусствовед, а зарождение новой жизни, которое происходит в результате слияния западного и восточного мировосприятия.
www.gzt.ru/culture/2009/02/12/153052.htm