Док Дискуссия / 5

Oct 03, 2011 04:16

31-08-2011 16:39:45 Пишет Филипп Ван Меербек:

Дорогие друзья! Моё сердце кровью обливается, когда я читаю ваши строки. Они повествуют о прошлом, ушедшем навсегда. «Телевидение умерло, но оно об этом не знает», - когда я в 2005 году произнёс эти слова в зале, полном кинематографистов, мой друг Туэ покосился на меня, вероятно подумав: «Скорее, моя аудитория». Шесть лет спустя это стало фактом.

Телевидение живо и здорово, его много, как никогда, но настоящее документальное кино практически исчезло. Агенты, закупщики, редакторы на телевидении твердят: время не окупается, слишком мало денег, этот сегмент рынка исчерпал себя, аудитория из него ушла. У них есть основания так говорить. Времена, когда выбирать приходилось между одним из двух государственных каналов, давно прошли: кабельное, цифровое, мобильное, IP-телевидение, VOD, Netflix, i-Player, Google TV - сегодня потребитель имеет неограниченный доступ к любому контенту, здесь и сейчас.





Один из способов для обычного, аналогового (живого) телевидения как-то выделиться в этих джунглях -  создавать и транслировать дорогостоящие шоу, широко рекламируемые и собирающие огромные аудитории. Другой вариант - сериалы. Традиционная телеаудитория ведёт себя подобно наркоманам, ей каждый день требуется порция того же супа, в той же тарелке, в одно и то же время. Кстати, сериалы спасли в своё время телевидение и Голливуд. Редкие документальные фильмы торчат как инородные тела на идеально гладкой поверхности программы телепередач. Малая аудитория, малый бюджет, ночное время показа - вот логика составителей телевизионных программ. Дни правления всемогущих магнатов прошли. Администрация и бухгалтерия каналов распоряжается сегодня бюджетом, и это игроки отнюдь не из нашей команды.

Сегодня судьбу большого документального кино на телевидении оплакивают так же, как оплакивали когда-то телевизионные арт-программы. Горстка приверженцев жалуется на то, что их мало, однако сами прекрасно без них обходятся, имея другие возможности - они читают журналы, ходят на открытия выставок, встречи с художниками. Большинство арт-программ заняли свою нишу, обретя небольшую, разрозненную, но преданную аудиторию.

Сегодня важно «найти свою нишу». В старые добрые времена традиционного телевидения аудитория измерялась в количестве (общее количество зрителей) и процентах (удельный вес на рынке). Сегодня  этот процесс определяется сложнейшими выкладками социодинамики - ваша аудитория находится в постоянном движении от одного вида масс-медиа (например, печати) к другому (аудио/видео) и наоборот, от одного экрана (например, мобильник, планшет)  к другому (лэптоп, компьютерный монитор, плазма) и наоборот. Она требует, чтобы доступ, распространение и размещение вашего контента были предоставлены ей в виде единого интегрированного потока.

Взгляните на свою страницу в Facebook. здесь вы можете получать, распространять и делиться таким контентом, как тексты, музыка, картинки, видео. Скоро можно будет транслировать фильмы, соединив свой планшет или лэптоп с большим экраном. Социальные сети станут главным способом вашего взаимодействия с (виртуальным) миром, как это уже случилось с поколением Y.

И где здесь место для документального кино? Да, век монстров документалистики закончился, и мы все сейчас в подвешенном положении между старым и новым. Документальному кино необходим период адаптации к новым условиям, но оно не исчезнет, как не исчезнет потребность человека делиться важной для него историей. Истории будут рассказывать по-разному для разных зрителей, на разных экранах.

Поэтому в ближайшем будущем нас ждёт увеличение количества смешанных форматов и короткометражных фильмов, как более приспособленных для современных экранов. Повествование потребует новой грамматики, новых изобразительных средств, новых навыков. Но тот, кто однажды начал рассказывать истории, будет делать это всегда. Документальное кино выживет.

Филипп Ван Меербек, фанат документального кино, консультант по стратегии на VRT, Бельгия

Фото выбрано Филиппом Ван Меербеком: Don’t Look Back, Pennebaker, 1967

-----------------------------------------------
Оригинал на английском

Филипп Ван Меербек, документальное, Док Дискуссия, профессиональное сообщество, filmkommentaren

Previous post Next post
Up