Док Дискуссия / 6

Oct 05, 2011 21:58

 01-09-2011 08:51:03 Пишет Даг Обри:

Привет, Туэ. Хочу сделать несколько личных замечаний… Приятно видеть, что некоторые из, скажем так, признанных мэтров, несмотря на конфликт поколений, наконец, решили поднять вопрос о «состоянии документального кино».

Тем не менее, вынужден заметить, что одной из причин нынешнего его состояния является старая система питчинговых форумов, превратившаяся из площадки для творческих экспериментов режиссёров, апробации их культурных и политических идей в некое подобие телевизионных реалити-шоу типа «Кандидата» или «Логова Дракона», где во главу угла ставятся только деньги, алчность и нажива. Один из документалистов, с которым я как-то разговаривал, сказал, что питчинг при IDFA напоминает сейчас танцы у шеста, как в стрип-клубе для бизнесменов, только менее пристойные!



Но, пожалуй, самым вопиющим примером можно считать то, что происходит на SIDF в Шеффилде, с его оперативным питчингом, 1-минутными анонсами и другой продукцией, продвигающей избранную горстку режиссёров, поверхностные идеи и ущербное, «неформатное» кино. А главное, как и многие фестивали, он на глазах перестаёт быть тем местом, где можно посмотреть злободневные, актуальные или хотя бы экспериментальные работы. Вместо этого мы видим сотню пресмыкающихся перед телевизионными редакторами молодых/начинающих кинорежиссёров (иногда достаточно талантливых), которым интереснее болтаться по барам с товарищами по балагану или прятаться по туалетам (подальше от раздражающей их публики). Чтобы как-то перебиваться, они успевают за год сменить 12-50 направлений и выпускают по 2000 фильмов...



Кино-ярмарку на SIDF называют Meet market с иронией, суть которой, скорее всего, потеряется при переводе (а американцам её сроду не понять, так как эта фразочка - канадское изобретение). [здесь игра слов: «Meet market» означает что-то вроде «места для деловых встреч», а другая фраза - “Meat market” звучит так же, хотя и пишется по-другому, но означает не только «мясной рынок», но и «ярмарка проституток» - прим. переводчика]

Другой пример того, что сейчас происходит - это Эдинбургский EIFF, явно деградирующий от нормального фестиваля с хорошими фильмами к чисто коммерческому мероприятию, сдобренному парой кинолент. Отбор в программу документальных фильмов на этом фестивале курирует SIDF, и этим всё сказано. Кто-нибудь когда-нибудь слыхал об их «лучших» фильмах? Прошу прощения, если мои слова прозвучали слишком горько и зло, но именно так я себя сейчас чувствую.

Большую часть времени из последних двух десятков лет я провёл, работая над своим нынешним проектом «Минное поле» («Minefield»), и теперь, вместо того, чтобы спокойно двигаться дальше, я вынужден выслушивать от облаченных властью мальчиков с телевидения, чей жизненный опыт так же мал, как и кинематографический, отговорки вроде: «Он не вписывается в наш маркетинговый комплекс», «Сейчас не совсем подходящий момент», «У вас недостаточно экстремальный сюжет для нашего продвинутого направления» и т.д. и т.д. вместо того чем просто сказать: «Мне нравится/не нравится ваш фильм».

К сожалению, документальное кино позволило себя монополизировать (по крайней мере, в Великобритании) экономической и культурной верхушке, культивирующей официозный, ортодоксальный и консервативный кинематограф, отвергая режиссёров, имеющих свой собственный, гневный и страстный взгляд на этот мир. Они снимают «экологичное» кино и придерживаются монокультурного формата («моноформ», как сказал бы Питер Уоткинс).

Документальное кино всё чаще снимают и финансируют представители элиты. Некоторые из них действительно имеют талант, но дело не в этом. Они могут позволить себе работать за гроши, так как не имеют финансовых проблем в наши трудные времена. Некоторые из них идут дальше и даже становятся начальниками, сняв пару фильмов, иногда они проходят ускоренную переподготовку и после занимают руководящие посты на телевидении. Не знаю, почему они не понимают, что не все мы такие как они, но, возможно, именно по этой причине многие документальные фильмы сегодня мало отличаются от порнографии с социальным, военным или светским сюжетом. Режиссёры и продюсеры не способны сопереживать тому, о чём снимают фильм, а иногда просто ненавидят свой объект (наиболее яркий пример из последних - фильм шотландского ВВС «Схема»).

Телевизионные бюджеты и множество фестивалей сегодня находятся в руках бренд менеджеров, а не кинематографистов и даже не поклонников документального кино. Давайте же приложим все силы, чтобы вернуть себе территорию, которую мы потеряли, и прибавим к ней новые земли!

Восстаньте ото сна, как львы,
Вас столько ж, как стеблей травы,
Развейте чары темных снов,
Стряхните гнет своих оков,
Вас много - скуден счет врагов!
(П. Б. Шелли)
[перевод стихов К.Д. Бальмонта]

Даг Обри - шотландский режиссёр, имеет впечатляющий список работ, за которые много раз получал различные награды. Фото из его нового проекта «Минное поле»: http://www.kickstarter.com/projects/875948233/minefield

-----------------------------------------------
Оригинал на английском

документальное, Даг Обри, Док Дискуссия, профессиональное сообщество, filmkommentaren

Previous post Next post
Up