Ну, вот, доигрались: навалилось на нас безумное количество дел, начиная от таких существенных, как съемки нового кино и завершение старого, заканчивая разными делами попроще, но не менее важными, связанными с подготовкой нашей июльско-августовской экспедиции в США и Канаду. Эта гонка всегда приходит вместе с летом, но на этот раз в одной временной точке для нас собралось как-то уж слишком много всего. Но мы вовсе не жалуемся, а, напротив, рады такой участи. Жаль только, что теперь мы не успеваем писать здесь о разных интересных документальных штуковинах, которые продолжают нас окружать и радовать. С приходом лета их тоже появляется всё больше. И об особенно удивительных мы не можем себе позволить не рассказать.
Помните, мы
писали, что осталось 100 дней до мировой премьеры документального фильма Томаса Бальмеса "Babies"? Многие наши друзья тогда были очень воодушевлены будущим прокатом этой картины в России и хотели посмотреть ее непременно в кинотеатре. И, хотя прошло уже больше 100 дней, это волшебное событие всё же состоялось - с прошлой недели в шести кинотеатрах Москвы, трёх кинотеатрах Петербурга и даже в одном зале города Иваново можно увидеть картину про четырех настоящих малышей, появившихся на свет в противоположных точках мира. Очевидно, эти десять кинокопий пойдут потом и дальше по России, пока не изживут сами себя.
Мы об этом пишем только для того, чтобы вы не пропустили такое редкое событие, как выход в российский ограниченный прокат документального фильма от очень интересного режиссера. К тому же мы обещали всем про это напомнить, когда время придёт. Напоминаем. Пожалуйста, поддержите кассу и вряд ли вы когда-нибудь об этом пожалеете. Мы знаем, о чем говорим.
Впрочем, про «Малышей» итак всё ясно. Их просто надо увидеть. В США эта картина с момента проката собрала больше 6 миллионов долларов. Интересно, что к этому смогут прибавить 10 российских копий?
Еще больше мы бы хотели рассказать о другом документальном фильме, уже отшумевшем в российском и, тем более, мировом прокате, - "Выход через сувенирную лавку". Премьера этого фильма состоялась на Фестивале «Сандэнс», а затем он с триумфом прошел на последнем Берлинском МКФ. Пользователи Живого Журнала не могли не знать об этой картине, потому что как раз на платформе ЖЖ в мае мирно разворачивалась рекламная компания этого проекта. Да, и вообще вся информационная поддержка проходила исключительно в кулуарах, что вполне естественно для нашего времени. Образованные потенциальные зрители давно не нуждаются в ярких и безвкусных рекламных баннерах на автобусных остановках по всему городу - это дурной тон, применимый разве что к паршивым сериалам и провально-помпезным отечественным игровым картинам.
"Выход через сувенирную лавку" показал превосходный результат, с точки зрения бокс-офиса, еще на старте. А мы смотрели эту картину аж на четвертой неделе проката, и торжественно объявляем, что в зале кинотеатра "Пять звезд" на Новокузнецкой не было ни единого свободного места. А за час до показа зрители уже атаковали кассу на предмет билетов на этот фильм.
Banksy ©
Ну, наверное, нет смысла в который раз рассказывать, кто такой Бэнкси и что такое современное уличное искусство. Британский анонимный гений, творения которого украшают стены по всему миру и стоят уже миллионы, в этом кино сделал то, что хотел - рассказал о стрит-арте во всей красе и высказался относительно ценности искусства в современном мире в целом.
Banksy ©
Мы, конечно, не думаем, что в фильме всё выглядит в точности так, как разворачивалось на самом деле. Но не считаем это важным, потому что в естественности киноповествования Бэнкси сомневаться не приходится, а, значит, автор всё сделал верно.
Banksy ©
Несмотря на любительские методы съемки и примитивные порой приёмы, «Выход...» заставляет задуматься над глубокими вещами, одновременно являя собой высококлассную комедию.
Комичен самый первый факт, с которым встречается зритель при просмотре ленты: что некий француз, бывший продавец одежды секонд-хэнд в Лос-Анжелесе, Тьерри Гетта 8 лет вроде бы как снимал кино про стрит-арт и гонялся за Бэнкси, а в итоге сам угодил в главные герои документального фильма, собственноручно режиссированного Бэнкси.
Banksy ©
За многочисленными событиями и перипетиями, автору фильма удалось выстроить масштабную картину, где на одной стороне медали расположились талантливые и бесстрашные современные художники, работающие, как правило, инкогнито, а на другой - уместился мир бессмысленного копирования их творчества за большие деньги.
Может, Бэнкси слегка и перегнул палку, зато доходчиво донёс ценные мысли.
Banksy ©
Поэтому мы не разделяем мнения тех многочисленных критиков, которые называют этот фильм «анекдотом», как не согласны с суждением Жаннетт Катсоулис, кинообозревателем «New York Times», которая дала этой картине термин «пранкьюментари», что означает, вероятно, фильм-розыгрыш. С точки зрения кинематографа эта картина выглядит вполне серьёзно. О «документальности» или «недокументальности» этой ленты рассуждают те, кто плохо разбирается в неигровом кино, а, значит, почти все. И даже, если представить тот факт, что фигуры Бэнкси вообще не существует, фильм от этого не изменится. Просто-напросто розыгрышем станет сама жизнь.
Banksy ©
Для Бэнкси мораль его же собственного фильма в том, что он больше никому не будет советовать заняться творчеством. Для нас тоже есть здесь такая, субъективно-документалистская мораль: из материала плохого режиссера можно сделать хороший фильм в том случае, если его автором станет большой художник. Если серьезно, то ведь Тьерри Гетта большую часть фильма был документалистом. Он всегда и везде носил с собой видеокамеру, стараясь снять все, что попадется в объектив, и зафиксировать каждую секунду жизни.
Но он никогда не хотел стать режиссером. Сначала он просто хотел быть рядом с интересными людьми и испытывать острые, незнакомые ощущения, а потом он банально захотел славы и денег. Чего и получил. В нашей профессии таких дополна, жаждущих и получающих славы и денег, необязательно создающих при этом кино.
Banksy ©
Каждому своё. Вообще у Бэнкси были все шансы стать культовым героем в документальном кино. Жаль, никто, кроме неумелого француза Тьерри, не снимал о нём фильм, - настоящий, захватывающий, высококлассный.
Ведь Бэнкси запросто мог бы встать в один ряд, например, с Филиппом Пети, героем фильма «Человек на канате», который был также не только одержим, но и гениален. Филипп жаждал показывать свою уникальность всем, и ему это удавалось. Он поражал воображение сначала простых прохожих, затем прессы, а потом и всего мира: появлялся на канате, натянутом на крыше собора Парижской Богоматери или мосту Харбор-Бридж в Сиднее, и в итоге совершил «художественное преступление века» - в течение 45 минут разгуливал по канату, натянутому между башнями-близнецами в Нью-Йорке.
Филипп Пети на канате между башнями Всемирного торгового центра 7 августа 1974 года
Еще одна ассоциация, пришедшая на ум, сразу после просмотра фильма Бэнкси - история скульптора и художника Христо Явачева, про которого великие документалисты братья Майзелс в 1978 году сняли поразительный фильм «Бегущая изгородь».
Если говорить чуть-чуть о героях этого фильма, то Христо и его жена Жан-Клод Денат де Гильбон всю жизнь занимались чем-то очень похожим на современный стрит-арт. Результатами их творчества были временные произведения искусства, которые невозможно повторить.
«Зонтики» Христо и Жан-Клод (США, 1984-91 гг.)
Эти произведения всегда очень динамичны и пребывают в движении, в отличие от каменных скульптур, они повторяют каждое дуновение ветра.
Работа Христо и Жан-Клод
И они, как правило, лишены всякого смысла. По словам самих художников, у их работ существовала одна цель - быть произведениями искусства.
«Окруженные острова» Христо и Жан-Клод (Майами, 1980-83 гг.)
Но вернёмся к «Бегущей изгороди» - результату четырёхлетней работы Христо и Жан-Клод. Это забор из белой нейлоновой ткани, восстающий из Тихого Океана и тянущийся, словно парусник, через всю Калифорнию. Масштаб и зрелищность этого фантастического проекта еще более подчеркивала его загадочность. А еще полнее это подчеркнул фильм Альберта и Дэвида Майзелс, оставивший искусство на плёнке. Не было бы братьев Майзелс, Искусство Христо и Жан-Клод представлялось бы другим.
«Бегущая изгородь» Христо и Жан-Клод (Калифорния, 1972-76 гг)
Хорошие неигровые фильмы о подобных вещах и личностях невероятно воодушевляют. Не дают покоя и будоражат еще очень долго после просмотра. Потому что в них в одной точке соединяются одарённость героев и таланты создателей документального кино.
Бэнкси сказал: «Сделать кино, которое отображает мощь и изобразительную силу искусства, невероятно трудно. Так что, мы и не пытались. Вместо этого, мы сделали обыденную историю о жизни, жажде и бессмысленном вандализме. Все, что вы увидите в фильме, чистая правда, особенно в тех местах, где все мы врем. Спасибо что пришли, не рассказывайте о концовке в твиттере».
Banksy ©
Да, наверное, так и вышло: Бэнкси сделал хорошую обыденную историю. Вероятно, он поторопился, и теперь его фильм не может называться главным откровением последнего времени. Однако, не стоит загадывать. «Выход через сувенирную лавку» хорош уже тем, что наглядно доказывает, что и Бэнкси, и стрит-арт в целом, вполне заслуживают еще одного фильма, быть может, даже гениального.
Всего этого мы бы сейчас не понаписали, если бы не компания «Вольга» -
volgafilm. Прокат в России «Малышей» и фильма «Выход через сувенирную лавку» - это её рук дело. Мы в очередной раз хотим признаться ей в любви и пожелать удачного бизнеса. Потому что, судя по всему, без этого фактора хорошее документальное кино к нам приезжать не будет.