Еще зимой мы серьёзно подсели на сайт
MUBI. Правда, тогда он назывался "The Auteurs". Но на его суть и наполнение перемена названия не повлияла - ресурс остается, пожалуй, самым лучшим из нам известных мировых кинотеатров в сети. Да, и не только нам, - эта онлайн-синематека в этом году получила самую престижную награду, ежегодно присуждаемую лучшим в мире интернет-проектам, "Вебби" в категории "Фильмы и видео в интернете".
Ясно, что говорить о российских поделках в этой области вообще не приходится - как правило, это отталкивающие по дизайну, совершенно нелепые по структуре и способам оплаты ресурсы, а главное - невероятно далёкие от совершенства по подбору фильмов и, банально, по качеству их оцифровки.
Если же человек любит кино, может подолгу о нем размышлять, неистово ищет новые имена и с восторгом пересматривает шедевры старых мастеров, то ему будет непросто оторваться от MUBI. Знаем по себе.
Для нас особенно приятен факт
наличия на MUBI документальных фильмов. Пока что там их 55. Среди них, например, старые и совсем новые картины Аньес Варда. Кстати, недавно мы с
vlush обсуждали отсутствие полного собрания её фильмов где бы то ни было, даже в русских торрентах, так вот на MUBI есть довольно объемная её
ретроспектива. И вообще, по словам организаторов проекта, Аньес Варда - их большая поклонница и друг. Скоро на сайте появится интервью с ней и Жаном-Люком Годаром.
Кроме того, среди документальных фильмов можно встретить: знаменитый «Кошмар Дарвина» Хуберта Саупера; «Реки и приливы» Томаса Ридельшеймера (фильмом которого «Прикосновение звука» во времена ВГИКа мы были весьма очарованы); «Моему отцу - 100» Гая Мэддина о режиссере Роберто Росселлини; этнографический «Лес Блаженства» Роберта Гарднера о буднях жителей Бенарес, что в Северной Индии на берегу реки Ганг; даже «Мать»
Павла Костомарова и Антуана Каттена; ну, и так далее. На сайте постоянно появляются новые фильмы, что не может нас не воодушевлять.
Стоимость просмотров, как правило, составляет 1 или 2 доллара, максимум - 8. Вовсе не трудно, даже элементарно, закидывать периодически некоторое количество денег на свой аккаунт в онлайн-кинотеатре и смотреть в любое время то, что хочется, не правда ли?
Впрочем, про устройство сайта MUBI, его правила и принципы, уже можно найти достаточно информации в рунете и без нас. А мы бы хотели рассказать об очень интересном разветвлении этого сайта, под названием
GARAGE.
Заранее скажем, что в Гараже тоже можно посмотреть много интересного кино, и пока что совершенно бесплатно.
Со слов самих авторов Гаража: «Если MUBI - это круглосуточный кинофестиваль, международная синематека в Интернете, то Гараж - это кабинет Дзиги Вертова, фабрика действий и аргументов, формирующих новое независимое кино. Гараж не имеет эстетической догмы или жесткого табу "артхаус". Это коллектив, где режиссеры во время совместной работы проводят свои собственные эксперименты и решают свои непростые задачи».
Иными словами, это онлайн мастерская, помогающая независимым кинематографистам объединять свои усилия и находить финансирование. Внимание в ней заострено на развитии независимых средств производства, экономии за счет масштабов и поисках альтернативных тактик и путей дистрибьюции (включая «видео по запросу» или VOD, «живые» представления, показы за рамками традиционного театрального проката и так далее). Конечная цель проекта - создание глобальной платформы для новаторских, подчас радикальных работ в сфере кино и аудиовизуального искусства в целом.
Мы, как участники этого проекта, можем констатировать тот факт, что Гаражу удается создавать благоприятную профессиональную среду общения, а также связывать авторов напрямую с аудиторией.
На сегодняшний момент в Гараже собрано уже больше тысячи видеоработ в 11 «просмотровых залах».
Самый популярный из них так и называется "
Screening room" и содержит 282 фильма. Это короткометражные картины разных авторов со всего мира. Для Гаража важно, чтобы эти фильмы были сделаны независимыми кинематографистами или художниками, и чтобы была очевидна необходимость дистрибуции, продвижения и представления этих работ.
60 фильмов можно увидеть в просмотровом зале "
Документальное кино и Синема Верите".
52 - в молодом зале «
Анимация».
173 работы в зале «
Музыкальные видеоклипы». Этот раздел определен словами Джима Моррисона: «Кино - самое тоталитарное из искусств. Калигула мечтал об одной шее для всех своих подданных, тогда бы он мог обезглавить царство одним ударом. Кино трансформирует мир подобным образом. Тело существует ради глаз. Оно становится сухим стебельком, поддерживающим два мягких, алчных сокровища». Это зал для современных композиторов, музыкантов, звуковых дизайнеров и художников, а также всех кинематографистов, которые работают с ними.
Аж 234 видео собрано в зале «
Лаборатория», посвященном экспериментальным и абстрактным аудио-визуальным работам, фокусирующимся на межплатформенной мультимедии. Неспроста здесь приводятся слова загадочной Майи Дерен: «Задача кино, как и любого другого искусства, - это не просто создание творений из потаенных и бессознательных мыслей души, а эксперимент с эффектами современных технических устройств и воздействие на нервы, сознание и саму душу»
Недавно открылся зал "
Производственные журналы", где будут собираться видео о съемках, интервью с продюсерами, обсуждение киноиндустрии, заметки о кинопроизводстве от участников самого Гаража, а также фрагменты будущих фильмов.
Совсем скоро заработает зал "
Cinéma 21" - это эксклюзивные интервью с новыми или уже заслуженными художниками и кинематографистами двадцать первого века. Видео этого зала будут напрямую связаны с записями в «
Производственном дневнике» (о нем ниже) и обсуждениями на
форуме Гаража.
Есть еще зал под названием «Art By Chance» или «
Искусство невзначай». В данном случае Гараж представляет новый фестиваль ультра-коротких фильмов, который дебютировал год назад более чем в 70 городах 13 стран мира, и был замечен больше, чем миллиардом зрителей по всему миру. Фестиваль ставит перед собой задачу понять, является ли восприятие времени уникальным для каждого человека, и как время может влиять на рассказ о жизни города. На этот фестиваль не нужно будет покупать билет. Кино само будет приходить к зрителю в метро, автобусах, аэропортах, торговых центрах, поездах, стадионах, художественных галереях, музеях, самолетах, кафе и барах. Правда, пока не в российских...
Еще в Гараже можно найти любопытный зал "
Космонавт", целиком отданный под
одноимённый проект по созданию полнометражного художественного фильма, где продюсерами выступают сами зрители.
В только что открытом зале "
Фестиваль Десять", где будут представлены трейлеры и тизеры неснятых картин, руководители Гаража планируют помогать молодым кинематографистам делать первые шаги на пути к полнометражному дебюту, привлекать внимание профессионалов к новым идеям и, в итоге, финансировать лучшие проекты.
Ну, и последний, одиннадцатый зал - "
Cannes à la Flip" весьма актуален в связи с недавно завершившимся Каннским МКФ. В этом зале собрано более ста небольших фильмов и роликов, снятых во время пребывания авторов в Канне в этом году.
Кроме того, в Гараже регулярно ведется «
Производственный дневник» - записи, состоящие из видеоинтервью, подкастов, статей и семинаров. Планируется участие профессионалов мирового уровня, экспериментаторов-авангардистов, современных теоретиков, профессоров и критиков, в том числе «живые» включения и закулисные видеодневники, в которых можно будет следить за съемками в режиме реального времени.
Гараж постоянно разрабатывает что-то новое и уже сейчас он обещает всем участникам устроить своего рода онлайн-версию «Комнаты 666» и «Каждому свое кино», которая даст возможность перенять опыт у самых влиятельных деятелей кинематографа последних двадцати лет.
Как видите, получается, во-первых, солидный многозальный кинотеатр, завлекающий посетителей пока что совершенно безвозмездно. (Правда, это может длится не вечно, - Гараж планирует лучшие свои фильмы передавать на основной сайт MUBI, чтобы там их крутили уже за деньги).
А, во-вторых, действительно, вырисовывается настоящая производственная лаборатория и киношкола, выдающая рецепты выживания для независимых авторов по всему свету.
Вообще-то мы очень давно собирались написать про Гараж, но Гараж нас опередил и написал про нас, точнее про то, как
Альбатрос тестирует крылья. Так что теперь все наши англочитающие друзья могут ознакомиться с двумя независимыми русскими мымрами прямо в «производственном дневнике» Гаража, добро пожаловать!
Нам было очень приятно и интересно общаться с Анной Ниман, одним из организаторов и содиректоров этого проекта. Теперь мы договорились повидаться с Аней и остальной командой Гаража в наш следующий приезд в США, который, надеемся, состоится уже этим летом.
Но это уже совсем другая история, об этом попозже…