Мы обнаружили, что недавно кинокомпания Focus Features представила трейлер документального фильма "Babies", что само по себе слегка удивляет и радует.
Аннотация картины скупо сообщает, что на экраны выходит фильм с младенцами в главных ролях и что автор картины - обладатель множества премий в области документального кино.
В общем, мы начали, как всегда, копать...
Томас Бальмес начал работать как режиссер в 1994 году на площадке сначала у Джеймса Айвори, а потом у Микеланджело Антониони. Нет, он не был помощником этих режиссеров. Он делал документальные картины о съемках их фильмов - соответственно «Джефферсон в Париже» и «За облаками».
Затем у него появился свой первый полноценный фильм - «Боснийский отель», завоевавший сразу Гран-При на МКФ «Cine Eco» в португальском городе Сейя и два специальных упоминания на Международном аудиовизуальном фестивале в Биаррице, и свидетельствующий о том, что Томаса не пугают сложные и острые темы. Ведь в картине идет речь о Кенийских военных, служивших в Боснии в рамках программы ООН по поддержанию мира. И об их понимании, вернее, полном непонимании причин югославского конфликта. Они рассказывают режиссеру о своих впечатлениях от страны, такой далекой от их собственной. В итоге, становится ясно, что, казалось бы, отсталая Кения совершенно не понимает беспощадность развитой Европы.
Click to view
Следующее кино Томаса Бальмеса - «Бургер Магараджи» опять о культурном противостоянии. На этот раз Восток и Запад. Всё крутится вокруг разного отношения к коровам. Когда BBC докладывает о массовых убийствах этих животных в связи с коровьим бешенством, это приводит в ужас жителей Индии, где корова почитается из покон веков как священное животное. Поэтому неудивительно, что открытие Макдональдса в Нью-Дели вызывает дикое возмущение местных жителей. А «Магараджа-бургер» оскорбляет их до глубины души. Западная алчность подрывает традиционные ценности в Индии. В фильме один пожилой магараджа выражает надежду, что индийская культура, пережившая уже тысячи лет, не поддастся на этот последний натиск.
Фильм получил признание на собрании независимых СМИ в Женеве в 1998 году и завоевал Гран При на МКФ Экологических фильмов в Бразилии в 2000 году.
Click to view
В 1999 появилось слегка ироничное «Евангелие от папуасов» Томаса Бальмеса. Картина рассказывает об одном из семисот племен Папуа-Новой Гвинеи, осваивающем христианство. Опять перед нами конфликт культур. Христианские миссионеры приносят только путаницу в жизнь племени. Из-за соперничества миссионерских групп, жители Папуа чувствуют лишь конкуренцию христиан и их желание остановить существующие традиции...
В 2000 году фильм получил:
Гран-при МКФ «Религия сегодня» в Равенне
Гран-при Этнографического Документального МКФ в Теллуриде, штат Колорадо
Приз «Дон Кихот» на МКФ Документального кино в Кракове
Приз зрительских симпатий на Правозащитном МКФ в Праге
Награда «Silver Spire» на МКФ в Сан-Франциско
Особое упоминание на Форуме Этнографических Фильмов в Париже
Международная премия франкоязычных стран в Женеве на совещании СМИ «Север-Юг»
Лучший этнографический фильм МКФ «Религия сегодня» в Иерусалиме
Номинация «Silver Wolf» на IDFA
Click to view
Затем появилось продолжение этой темы - фильм «Ожидание Иисуса», в котором мы видим другое племя Папуа Новой Гвинеи. Это одно из крупнейших племен Папуа, живущее в отдаленнейшей части острова. И в нем тоже довольно давно появились миссионеры.
Если в «Евангелии от папуасов» прослеживаются последние недели перед всеобщим Крещением племени, старые воины уничтожают Дом предков, чтобы построить на этом месте церковь, а пастор Соломон, убежденный в своих идеях, уверяет всех жителей племени, что с приходом нового тысячелетия произойдет второе пришествие Христа и Апокалипсис, и появится Антихрист. То год спустя, пока все они ждут возвращения Христа, жизнь в деревне меняется, потому как прибывают другие миссионеры и устанавливают новые порядки.
Кроме того, появляются новые правила выборов в сообществе. И советником общины внезапно становится женщина. Но в итоге старому лидеру племени удается уволить и эту женщину с должности советника, и Соломона с должности главного пастора деревни под предлогом их совместных прелюбодеяний.
Короче, полный беспредел!
Click to view
В 2001 году завершается папуасская документальная трилогия Томаса Бальмеса - фильмом «Христос приходит к папуасам».
Один житель племени отказывается принимать крещение, его старший сородич ему пытается доказать, что надо принимать веру, словами «У твоего Бога разве есть мясные и рыбные консервы? А самолеты?» Так во всём. Становится ясно, что христианство вдохновляет Папуа Новую Гвинею разными товарами белых людей. И миссионеры этим пользуются.
Местами обманчиво простое, а часто забавное повествование Томаса задает очень тревожные вопросы, связанные с методами контроля племенного населения цивилизованными странами. В одной сцене вооруженные мегафоном миссионеры объявляют, что жители племени будут арестованы, если не подчинятся Десяти Заповедям...
Click to view
В 2004 появляется картина Бальмеса «Образцовое предприятие». На этот раз Томас отправляется в Китай, чтобы выяснить, могут ли компании получать прибыли и при этом оставаться верными нравственным принципам? Томас исследует компанию Nokia, родившуюся в наименее коррумпированной стране мира - Финляндии. Эта компания теперь переводит часть своего производства в Азию для получения дешевой рабочей силы.
Вместе с консультантом «по этическому управлению» Ханой Каскинен зрители фильма посещают заводы в Китае, наблюдая за коррупцией, нарушением прав человека и труднейшими условиями проживания рабочих китайских заводов. Вновь перед нами столкновение между культурами, теперь в контексте этики и прибыли.
Судя по всему, это единственный фильм Томаса, показанный в России. Произошло это в 2007 году благодаря Французскому культурному центру в Москве в рамках международной программы фестиваля «Кинотеатр.doc»...
Click to view
В 2005 году Томас заканчивает картину под названием «Ущерб» о людях, которые проводят свою жизнь среди смертей. Это работники американских страховых компаний. Они вычисляют сумму страховки в случаях гибели клиентов, убеждая их соглашаться на меньшее, копаются в прошлом людей, в частной жизни, в их нравственности и во всем том, что может повлиять на цену их смерти...
Click to view
И вот, видимо, пришло у Томаса самое время для «Детей» или «Babies», как называет будущий фильм лидер в области арт-хауса компания Focus Features. Она уже занималась производством документального кино. Точной информации, сколько дока Focus произвел, мы не знаем. Но на счету компании, например, неигровая «Правда о земле» о ветеранах войны в Ираке, прокатанная лишь выборочно в некоторых городах США. А также документальный фильм легендарного Мишеля Гондри «Блок Пати».
Но «Дети» явно крупнее по задачам проката и охвату аудитории. Один только трейлер этого фильма посмотрело в целом уже около 200 тысяч человек по всему миру!
В этой картине в течение 18 месяцев изо дня в день операторы Томаса Бальмеса и он сам беспристрастно наблюдали за четырьмя младенцами с момента их первых шагов.
Это Мари из Японии, Байярджаргал из Монголии, Хетти из США и Понихао из Намибии.
Никакого дикторского текста, только зритель, авторы и дети....
Мировая премьера фильма намечена на 16 апреля 2010 года. До премьеры осталось 100 дней. Это, конечно, будет ограниченный прокат. Но каким завораживающем, наверняка, он будет.
Click to view
Изумлению нашему и радости не было предела, кода мы узнали, что в нашей стране прокату «Детей» быть!
Компания «Вольга» взялась за это отвечать. Сил тебе, Вольга!
Не все же Операция 'Мертвый снег' с Кислородом, да Бабник с Безумным спецназом...
Ждем с нетерпением!
К сожалению, до этого поста в рунете было не найти стоящей информации
о режиссере Томасе Бальмесе и его фильмах на русском языке...