А ведь весна по-настоящему пришла. На улицах лужи и мусор, оставшийся по традиции от зимы, через облака проглядывает солнце, у школьников весенние каникулы, часы опять же перевели, и в целом всё стало веселее вокруг. Короче, пришло время потреблять витамины и вообще всё самое полезное.
Мы таковым считаем, конечно, документальное кино. И вот как-то удивительно выходит, что последние дни в Москве можно хоть каждый день смотреть разные неигровые картины в кинотеатрах. Что называется «прорвало».
Начался сей праздник с программы лучших фильмов "Флаэртианы", которую мы
анонсировали. Правда, в первый день показов в "Художественном" собралось всего 5 человек. Почему так вышло - не нам судить. Совершенно очевидно, что на малолюдности показов сказался факт тотального отсутствия рекламы «Флаэртианы». Впрочем, ситуация изменилась, и, например, в воскресенье там присутствовало уже несколько десятков зрителей.
Одновременно в кинотеатре «35 мм» открылся
3-й Фестиваль Ирландского кино, в рамках которого также была представлена пара неигровых картин. Одна из них - в чем-то философская и изобразительно основательная «Его и её», вообще вызвала ажиотаж.
Большой зал этого кинотеатра был заполнен зрителями, преимущественно молодыми. Откуда они все взялись - опять же непонятно. Вероятно, сработала какая-то грамотная информационная политика организаторов. Так или иначе, было показано любопытное кино, вполне заслуживающее того внимания, которое оно получило.
Вслед за ирландскими фильмами «35 мм» начал демонстрировать французские, швейцарские, бельгийские и канадские картины в рамках
Фестиваля Франкофонии. Там примечательны документальные "Сын пастора. Мое личное восприятие вещей" Лионеля Бэера и "Несколько крошек для птиц" Нассима Амауша.
Жирную точку в этом марафоне московских документальных показов поставил 6-й фестиваль «
Кинотеатр.doc», который открылся в прошлую пятницу и будет проходить до следующего воскресенья.
В прошлом году по случаю этого фестиваля мы писали разные вещи. Будем откровенны: то была критика. Скорее, не самого фестиваля, а его ежегодных манифестов и деклараций.
Дело в том, что мы, в отличие от разных российских киноорганизаций, не склонны делить кино на подвиды вроде «действительного», «реального», «нереального», «морального», «аморального» и т.д. Для нас существует, пожалуй, всего две совершенно субъективные классификации кино: хорошее и плохое. А можно еще проще: кино или не кино. И вот нам в своё время фильмы Кинотеатра.doc казались преимущественно плохими...
Но, будучи пытливыми и занудливыми, мы продолжали следить за «доковским» развитием. А однажды в Лейпциге увидели испанский фильм «Сегодняшний день повторится по-другому», который нас навел на
глубокие размышления относительно русского Кинотеатра.doc. В тот самый момент мы поняли, что под тем, что не раз декларировала "доковская" компания на самом деле имелось ввиду хорошее документальное кино. Просто снятое в определенной стилистике и определенными методами, близкими ей, что нам вообще непринципиально. Для нас проблема раскрылась по-другому: многие фильмы, которые производились в этой компании, не дотягивали до такого уровня, чтобы называться хорошим кино. И вот испанцы Оскар Морено и Хавьер Байг тогда нам двум непонятливым девушкам из России невольно своим фильмом сказали: «эти ребята из Кинотеатра.doc говорят о том-то и о том-то, просто они к этому (к тому, о чем говорят) еще не пришли».
Тьфу ты! Так вот он - бином Ньютона!
В общем, в прошлом году из-за наших реплик в живом журнале на нас обиделся продюсер Кинотеатра.doc Михаил Синев, выразив это комментариями в этом блоге...
Но всё течет и меняется. И это славно!
Не будем врать: с удивлением и радостью мы узнали, что в этом году программа Кинотеатра.doc стала международной! Среди 18 конкурсных участников 15 были произведены в разных странах по всему миру. В команде фестиваля появился отборщик международных программ Алексей Лайфуров. Он же предложил устроить ретроспективу братьев Майзелс (Albert and David Maysles). И это было отличнейшее предложение! Особенно учитывая то, что это оказались первые публичные показы фильмов этих документалистов в России.
В рамках фестиваля также идут разнообразные кинопрограммы из Франции, Дании, Израиля и других стран. Ну, и вовсе чудеса: вчера в "Пионере" в рамках Специального показа Кинотеатра.doc был представлен тот самый фильм «Сегодняшний день повторится по-другому»! Наверное, Хавьер Байг и Оскар Морено там обыкались в своей Испании. Но мы не могли их опять не вспомнить добрыми словами. Ведь нам, правда, очень приятно, что Кинотеатр.doc это кино привез в Россию.
Кстати говоря, это просто замечательно, что основные программы фестиваля проходят в Кинотеатре "Пионер" - там неплохая видеопроекция, если не считать того, что диски все-таки иногда заедают.
Не терпится подробнее рассказать об увиденных за последнее время фильмах. Расхвалить их и покритиковать как следует. Но их было так много, и еще будут...
Когда ты не кинокритик, много информации тяжело структурировать. Да, и чувства по отношению к фильмам должны «отлежаться», чтобы быть истинными. Так что расскажем в другой раз.
Одно можем утверждать с уверенностью: на наш взгляд, показы фильмов Альберта и Дэвида Майзелс - это событие покруче ретроспективы классика американского независимого кино Кассаветиса на 30-м ММКФ в 2008 году, когда было не достать билетов на его фильмы и создавалось ощущение, что все с ума посходили по старику Джону.
Но штука в том, что в тот момент его картины уже можно было где-то достать. Просто люди по своей природе ленивы и, пока им не привезут ретроспективу, они в массе своей не способны узнавать о чем-то редком самостоятельно.
А вот фильмы документалистов Майзелс в России видели по-настоящему единицы. Мы сами об этих авторах узнали почти случайно. Что-то из их фильмов, конечно, можно было скачать в сети, но то был самый мизер. Прошлым летом в Нью-Йорке нам посчастливилось купить диск с самым знаменитым их фильмом, снятом в 1976 году, «Серые сады». Правда, полноценно понять картину не удалось: все-таки должен быть супер-свободный английский, чтобы считывать все тонкости такого фильма. Но заинтересовало это кино тогда не на шутку.
И вот Кинотеатр.doc привез и перевел 6 фильмов братьев Майзелс!
Это во истину настоящий подарок.
Дэвид умер в 1987 году. Альберт продолжал снимать. Сейчас он - удивительно светлый состарившийся человек. Его мысли нам кажутся простыми и разумными, как всё гениальное. Он собирался быть в Москве в эти дни, но, к сожалению, в последний момент не смог приехать. Взамен этому он передал организаторам фестиваля видео-обращение ко всем зрителям ретроспективы.
(с) Kendall Messick
«Сделать игровой фильм настолько же жизненным, как и документальный, невозможно. Моя идея, разумеется, утопическая - чтобы в каждой стране существовало огромное количество документальных фильмов, глядя которые, каждый мог бы стать гражданином планеты. Лишь одно условие: чтобы эти фильмы рассказывали о том, через что проходят простые люди» - невозможно оценить в полной мере эти слова Альберта Майзелса, если не посмотреть картины его и его брата.