Наткнулся в некоем хрустобулочном ЖЖ (там даже орфографiя местами с закосомЪЪЪ, вроде "Измѣнить" и "Слѣжка" вместо "отслеживать") на очередную хрустобулочную телегу про то, как все было хорошо при батюшке-царе
( Read more... )
Понятно, что предупреждение последовало после того, как ты указал на превосходство уровня обучения в ЦПШ над уровнем образования твоего оппонента - ведь на этом месте разговор перешел на реальные исторические факты... ;)
Цитата:"1. Хрустобулочники любят хвалиться, что по общему числу школ (всех типов, прошу заметить! А вовсе не только гимназий!) царская Россия была наравне с Францией и даже немного превосходила Германию."
То же говорят и о выработке электричества в РИ и франции. И так же забывают сравнить население.
Я считаю, что неправомерно сравнивать СССР в 30-х и далее и РИ в 1913. Тогда все быстро развивалось, в том числе и образование. Тогда образование везде становилось более эгалитарным. Что касается грамотности в Японии, то она скорее исключение, чем правило. Они хотели как можно быстро развиться и поэтому забегали вперед. В РИ в 1911-м году было в лучшем случае 40% грамотных, в Италии 62%, в Испании 45%.
откуда данные? согласно официальной переписи 1897 г. 21%. в ри ввели какие-то программы обучения, что позволило довести процент до 40? или как? если были введены программы-назови какие.
По результатам переписи 1897 года в РИ было 27% грамотных, а в Европейской части РИ было 30% грамотных. Это данные для детей старше 9 лет (общепринятая методика
( ... )
40%? круто! зачем нужна была программа ликбез? почему же в армии с грамотностью было плохо? в период русско-японской войны 50% нижних чинов на флоте не умели ни читать. ни писать. у буркина как-то была грамотность солдат в империалистической бойне. в ри 247 грамотных солдат из 1000. да. а как же циркуляр о кухаркиных детях?
При обсуждении вопроса народного образования в дореволюционной России и СССР нужно всегда учитывать, что общественно-экономическая система в царской России не нуждалась в современном образовании населения. Если сельское население в стране составляет 85%, а промышленный пролетариат только 3% от всего населения страны, то о какой грамотности можно вообще говорить? Зачем русскому крестьянину, занятому большую часть времени тяжёлым ручным трудом, математика, физика, химия, астрономия и т.д, вполне достаточно читать по складам какой-нибудь молитвенник. Только большевики, проведя модернизацию страны в форме ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, создали общественный запрос на качественное образование для масс народа, дающее объективный и научный взгляд на мир.
Но не будем путать царизм с Россией. Царю и его слугам образованный народ был не нужен, но стране - необходим. И даже царизм нуждался в грамотности населения, хотя руководители страны это в достаточной мере не сознавали.
Безграмотность рабочих, например, оказывала понятное влияние на качество российской промышленной продукции, а результат - неконкурентоспособность российской продукции даже на внутреннем рынке, падение боеспособности армии и флота.
К этому добавляется массовая неграмотность даже на флоте, куда старались отбирать наиболее грамотных рекрутов, результат - низкая боеспособность армии и флота, наглядно проявившаяся в РЯВ и ПМВ, многочисленные самозатопления подводных лодок, выходы из строя кораблей и самолетов по небоевым причинам, и т.п.
В своё время интересовался историей русского флота броненосного периода, прочёл несколько книг, там часто упоминается, что во время дальних походов в свободное от вахт время офицеры занимались учёбой матросов, чтобы дать им элементарную грамотность, слишком мало было грамотных людей среди "нижних чинов". И это на флоте, тогда самом технологичном роде войск, а что говорить про пехоту!
Еще раз. Зачем вам непременно именно монографии? Не статьи, не тезисы, не доклады и отчеты, не любые другие виды публикаций, - а именно монографии? ;-) Сами-то Вы с какими монографиями на этот счет знакомы?
Comments 215
;)
Reply
Reply
Reply
То же говорят и о выработке электричества в РИ и франции. И так же забывают сравнить население.
Reply
Тогда образование везде становилось более эгалитарным.
Что касается грамотности в Японии, то она скорее исключение, чем правило.
Они хотели как можно быстро развиться и поэтому забегали вперед.
В РИ в 1911-м году было в лучшем случае 40% грамотных, в Италии 62%, в Испании 45%.
Reply
Reply
Reply
почему же в армии с грамотностью было плохо? в период русско-японской войны 50% нижних чинов на флоте не умели ни читать. ни писать.
у буркина как-то была грамотность солдат в империалистической бойне. в ри 247 грамотных солдат из 1000.
да. а как же циркуляр о кухаркиных детях?
Reply
Только большевики, проведя модернизацию страны в форме ускоренной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, создали общественный запрос на качественное образование для масс народа, дающее объективный и научный взгляд на мир.
Reply
Но не будем путать царизм с Россией. Царю и его слугам образованный народ был не нужен, но стране - необходим. И даже царизм нуждался в грамотности населения, хотя руководители страны это в достаточной мере не сознавали.
Безграмотность рабочих, например, оказывала понятное влияние на качество российской промышленной продукции, а результат - неконкурентоспособность российской продукции даже на внутреннем рынке, падение боеспособности армии и флота.
К этому добавляется массовая неграмотность даже на флоте, куда старались отбирать наиболее грамотных рекрутов, результат - низкая боеспособность армии и флота, наглядно проявившаяся в РЯВ и ПМВ, многочисленные самозатопления подводных лодок, выходы из строя кораблей и самолетов по небоевым причинам, и т.п.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Сами-то Вы с какими монографиями на этот счет знакомы?
Reply
Leave a comment