Наткнулся в некоем хрустобулочном ЖЖ (там даже орфографiя местами с закосомЪЪЪ, вроде "Измѣнить" и "Слѣжка" вместо "отслеживать") на очередную хрустобулочную телегу про то, как все было хорошо при батюшке-царе.
Если вкратце, то в 1913 году 11-летняя гимназистка смогла узнать мелодию арии Ленского по нескольким написанным на медальоне нотам, из чего автор удивительным образом сделал вывод, что такое было тогда типичным для русских девочек, и те де и те пе.
Обсуждение в том ЖЖ реальной истории противоречит тамошней местной политике, посему переношу его сюда - если г-ну оппоненту без поддержки адм. ресурса хватит на это смелости.
цитирую.
1. Хрустобулочники любят хвалиться, что по общему числу школ (всех типов, прошу заметить! А вовсе не только гимназий!) царская Россия была наравне с Францией и даже немного превосходила Германию.
Да, это правда. А теперь давайте вспомним про численность населения этих стран: в России население более чем вчетверо по сравнению с Францией, почти втрое по сравнению с Германией.
Да и школы российские в большинстве своем были земскими и ЦПШ, сельскими, крайне малочисленными.
Дальше объяснять?
В РИ перед революцией на 1000 жителей приходилось 39 учеников школ =всех типов= (вовсе не только гимназий - их было меньшинство).
Для сравнения, аналогичные цифры по другим странам:
Великобритания - 147, Германия 157, Франция и большинство западноевропейских стран в промежутке между Германией и Великобританией, Сербия - и то 46. Россия в заднице.
2. А теперь вспомним еще и о том, что подавляющее большинство российских школьников училось вовсе не в гимназиях, а в земских и церковно-приходских школах, качество обучения в которых было несравненно ниже гимназического - там учили только самому минимуму.
На втором месте по числу учебных заведений были реальные училища. Там учили уже приличнее, но мертвые языки и изяЧные искусства, коими так восхищаются хрустобулочники, там в программу обучения не входили вовсе.
Еще были семинарии и бурсы - в которых готовили священнослужителей, для которых естественные науки считались необязательными, да и с гуманитарными предметами не так уж богато было.
И только единицы процентов приходилось на те самые гимназии, в которых обучались преимущественно дети дворян, чиновников либо интеллигентов (в большинстве своем дворян опять же).
3. Хрустобулочники любят размахивать ПЛАНАМИ о реформе образования в царской России, сообщениями о выделенных на эти ПЛАНЫ средствах и т.п..
Но эти планы планами и оставались на протяжении многих десятилетий - за это время Япония успела ввести у себя всеобщее обязательное начальное, а потом и среднее образование; западноевропейские страны в большинстве своем это сделали еще намного раньше.
К РЯВ русский солдат был в большинстве своем начисто безграмотным, а японский - грамотен поголовно на уровне не менее полной начальной школы, и в большинстве - на уровне средней.
Что на боеспособности армий отражалось понятным образом, и внесло свой вклад в позорный проигрыш войны Россией.
4. Хрустобулочники любят заявлять, что большевики-де действовали именно по царским планам. Ну, допустим, спорить пока не стану.
Но большевики это СДЕЛАЛИ, и реально обеспечили за короткие сроки полную ликвидацию безграмотности.
А у царских чиновников воз все время был и ныне там.
5. По одной девочке делать так далеко идущие выводы - эт круто!
:-))))))
А ничего так, что на одну гениальную девочку даже среди ее сословия приходились тысячи Митрофанушек?
Даже в гимназиях отличники по музыке составляли жалкое меньшинство, а ученики других школ вовсе понятия не имели о нотной грамоте.
6. В СССР музыкальных школ было в разы больше, чем гимназий в РИ, и число одаренных учащихся в них - соответствующее.
В РИ хорошее образование было, по факту, привилегией высших сословий, составлявших менее 10% населения.
И только СССР сделал его всенародным, а не уделом одиночных гениальных девочек.
drakonit 21 сент, 2017 11:00 (местное)
Образование в той же церковно-приходское школе было наголову выше того "всеобщего образования" которое устроили большевики, да и устроили на словах. В период 2-й мировой войны в красной армии поголовно встречались неграмотные призывники, а азиатские или кавказские части были поголовно безграмотными, причем там солдаты русский язык практически не знали. Это не какие-то эмигранты писали, а советские вполне себе командиры. Задача советского образования была: дать возможность читать советскую агитацию, заполнять документы, иметь навыки для дальнейшего обучения работе у станка. Ну плюс идеологическая накачка - вся история вела к 1917 году, вся литература звала к революции и т.д. Какое там нравственное и культурное воспитание :)))) Ну вот и получили постсоветских совков. Типа "образованщину" - даты там зубрили, Рим посуточно изучали, кучу бессмысленных фактов чаще всего по иностранной истории знают, всех революционеров мира. И что с того?
alan_a_skaz 21 сент, 2017 11:34 (местное)
Да-да-да, Шариков-Драконит, спасибо! Ваши рассказы про альтернативную историю Вашей палаты всегда забавны!)))
Особенно с Вашим уровнем "познаний" и под Ваше "честное" слово!
Расскажите-ка мне еще раз, как всю ПМВ на Черном море героически воевал линкор "Севастополь", реально туда попавший только в 1929 году!)))
Расскажите мне снова, что Вы, ряженый "казак", подрабатывающий журналюхой, заодно являетесь мега-квалифицированным историком, оружейником, инженером и военным!))))))
Расскажите про несомненное превосходство церковно-приходского образования над Вашим собственным!)))
Расскажите, что в среднеазиатских и кавказских аулах в царской России гораздо лучше знали русский язык и вообще все науки, чем в советское время!)))
Или что там еще в Вашем клоунском репертуаре коронными номерами значится, а то я уже и забывать начал?
;-)))))
На этом месте я получил от хозяина ЖЖ предупреждение. Но могу пригласить клоуна сюда, пусть покувыркается.
А еще добавлю, что
7. В предреволюционной РИ грамотным считался человек, настолько знакомый с буквами, чтобы прочитать и написать собственную фамилию, т.е. на уровне 1 класса ЦПШ. В 1897г. таких (или более образованных) было не более 21% населения, в т.ч. среди женщин более 90% были абсолютно неграмотны.
8. Из детей. поступивших в 1 класс ЦПШ, до 3 класса доучивалось в городе чуть более 10%, в деревне менее 10% - т.е. подавляющее большинство т.н. "грамотных", считаемых таковыми по царской статистике, даже до 3 класса ЦПШ не доучились.