Самолеты и источники сведений про них.))

Jan 18, 2024 16:30

* Порекомендовали мне в качестве достойного источника такую вот книгу:
Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». История создания и боевого применения в документах и воспоминаниях: в 3 т. Т. 1. Богатыри русского неба / А. М. Сергиенко. - Белгород: ИП Остащенко А. А., 2014. - 407 с.И начал я ее читать, поначалу со всем вниманием ( Read more... )

ИлМур, ликбез, без-ретуши, РКМП, авиация, история техники, дирижабли

Leave a comment

valera2000 January 19 2024, 18:10:56 UTC
Честно говоря, Муромцы - это небольшая часть российской авиации во время ПМВ. За время войны было произведено несколько тысяч самолëтов. Часть из них были российскими моделями, часть зарубежными по лицензии. Общая картина получается только при исследовании всей темы в целом.

Reply

black_skat January 19 2024, 20:15:21 UTC
Российские модели составляли мизерный процент от общего объема самолетов.
Это связано с проблемами с современными двигателями и вызванными этим запаздыванием с разработкой.

Фактически создавался только задел на будущее и сохранение конструкторской школы.
А в военное время проще и быстрее было запустить уже отработанную импортную модель.

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 21:23:20 UTC
Не только с двигателями были проблемы в царской авиационной т.н. промышленности - с практически ВСЕМ.
Даже стандартный металлопрокат был не так уж доступен царским заводам, даже стандартный крепёж мог быть связан с проблемами.
Там, где в развитых странах нужные для конструкции ресурсы брались со стеллажа или в худшем случае заказывались на доставку в ближ.дни - в РИ требовались отдельные великие приключения тела и духа.

И соотв. траты времени.
Смотрим на историю несостоявшегося истребителя С-16 Сикорского - который, будучи начат в разработке еще до войны, до самого ее конца не достиг нужного состояния, даже уже поставленный в как-бы-серийное производство; и был списан в учебные, не успев стать по настоящему боевым.

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 21:57:22 UTC
Как правило, копирование отработанной иностранной модели в РИ шло с заметным ухудшением ТТХ (и качество материалов, и качество работы в РИ оставляло желать много лучшего), а иногда и более важных качеств.

Например, печально знаменитый "Вуазен Иванова" стал причиной смерти многих российских летчиков: в попытках повысить его скоростные качества была сильно ухудшена надежность и управляемость самолета.

Были даже случаи монтажа крыльев с отрицательным углом атаки, и т.п.

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 22:29:36 UTC
Для сравнения заметим, что в развитых странах, в т.ч. в СССР во время ВОВ, разработка своих конструкций обычно оказывалась предпочтительнее копирования иностранных.

Хотя, конечно, изучение чужого опыта проводилось очень внимательно.
Но ведь могли же у нас делать свои Як-и и ЛА, на вполне приличном уровне, и остальное тоже.

А в РИ за всю ПМВ не удалось довести до ума С-16 Сикорского, или еще хоть чего-то своего, и даже копирование Ньюпоров и Спадов делали с таким ухудшением ТТХ, которое было равносильно отставанию как минимум на поколение.

И лодки Григоровича не угнались за вражескими аналогами - пришлось их охранять сухопутными истребителями от вражеских гидропланов.
И те же "муромцы" оказались в глубоко и безнадежно отстающих.

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 21:16:08 UTC
Вся тема в целом мне достаточно знакома, мягко говоря. ))
См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html
В этой теме "муромцы" занимают не зря особое место: в них можно найти больше всего поводов для гордости (хотя и там, как обычно, при внимательном взгляде такие поводы сильно тускнеют, и большинство присвоенных им титулов оказываются незаслуженными. Но хоть не все).

"За время войны было произведено несколько тысяч самолëтов."

По ссылке выше можно узнать точнее, сколько именно.))
И оказывается очень немного: если откинуть заранее полностью, до полной небоесопсобности, устаревшие модели и и невыполненные заказы (при этом принятые, и даже иногда заявленные как выполненные, а иногда и без таких заявлений у нас считаемые в числе выполненных) - то остаются более-менее реальные цифры, немногим более 3,5 тыс., менее 4 тыс.

Из них "муромцы" составляют чуть более 1%.

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 21:31:28 UTC
... часть зарубежными без лицензии, ибо являлись клонами трофейных германских самолетов. Таковыми были большинство "русскихЪ" моделей, выпускавшихся Лебедевым под названиями типа "Лебедь №**"

Практически все "модели Анатры" ( т.е. те модели из его продукции, которые не были цельнокопированными и выпускаемыми честно под родным названием) делались на основе планера германского самолета "Авиатик", закупленного по лицензии перед войной.

Было еще несколько российских моделей, не доведенных до серийного производства по разным причинам (в т.ч. обычно несовершенство/недоведенность конструкции и неподходящие качества).

Reply

alan_a_skaz January 19 2024, 21:50:02 UTC
Из тех, что дошли до серийного производства, могут считаться вправду-русскими модели, считаемые по пальцам ( ... )

Reply


Leave a comment

Up