* Порекомендовали мне в качестве достойного источника такую вот книгу:
Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». История создания и боевого применения в документах и воспоминаниях: в 3 т. Т. 1. Богатыри русского неба / А. М. Сергиенко. - Белгород: ИП Остащенко А. А., 2014. - 407 с.И начал я ее читать, поначалу со всем вниманием
(
Read more... )
1. "Муромец" в нескольких вариантах, - отличающихся в основном тем, какие из иностранных двигателей удалось добыть, чтобы поставить на них. В остальном различия между их конструкциями принципиальными не были.
Общий по ним всем выпуск - 51 экз. был принят в армию (из них 40 добрались до фронта).
Все цифры, которые больше, включают в себя два источника:
1.2. послереволюционный выпуск из дореволюционных заделов (единицы экз.)
1.1. недоделки/переделки, в ходе которых некоторые самолеты успели получить заводской номер, но не были сданы приемке - а потом были разобраны на запчасти к другим экземплярам.
2. летающие лодки Григоровича М-5 и М-9. Напоминаю, что их оригинальность, в отличие от "муромцев", слабовата: создание "своих" летающих лодок Григорович начал с копирования серийного французского самолета, и далее не сильно отошел от заимствованной конструкции.
Общий выпуск до революции порядка 200 экз. по обоим моделям (цифры, которые всерьез больше, включают в себя послереволюционный выпуск, который продолжался до конца 20-х гг. или даже далее).
3. Истребители итальянца (!) А.Моска на русской службе. Тоже не особо оригинальны, ну где уж там взяться оригинальности, - но в целом более-менее самостоятельная конструкция. Выпуск - порядка половины из заказа общим объемом на 50 экз.
4. Т.н. истребитель С-16 Сикорского, который полноценным истребителем так и не стал за всю свою историю, и был списан в учебные, еще не будучи толком завершен в доработке. Тоже не масштабный выпуск, тоже всего неск. десятков экземпляров, из которых боеспособны были далеко не все.
Вот, собственно, и всё вправду-русское участие в конструировании РусскойЪ авиации. ;-)
Reply
Leave a comment