* Продолжение к очередной ветке, далекой от исходной темы, в
https://alan-a-skaz.livejournal.com/288634.html"...у англичан разгильдяйство было больше, чем у русских. Дредноут "Вэнгард", броненосец "Булварк", броненосный крейсер "Натал" погибли от взрыва боезапаса.."
1. Взрывы английских (и японских) боезапасов в период РЯВ...ПМВ были связаны прежде всего с применением в них ТНФ - пикриновой кислоты. Которая была (могу объяснить, почему) совершенно нетерпима к разгильдяйству, и требовала аккуратности несравнимо более, чем тротил (ТНТ) и пироксилин (ТНЦ).
РИ в то время, когда развитые страны осваивали применение такого ВВ, даже не продвинулась дальше опытных образцов - на которых подорвался энтузиаст их применения со всей своей мастерской; и встретила РЯВ с пироксилиновыми зарядами ВВ (на чем сильно проиграла японцам в качестве своих боеприпасов. Вспоминаем "у японцев была шимоза, а у нас такого не было! Этаничесна!"(С)).
2. Зато ПМВ Россия встретила уже с тротилом, по германскому образцу, - пока страны, освоившие крупномасштабное производство ТНФ и применение этого ВВ в боеприпасах, держались за уже освоенную и привычную технологию.
Однако, даже с тротилом загорелся и подорвался боезапас "Императрицы Марии", что привело к гибели линкора.
Причина до сих пор считается не установленной, основные версии:
2.1) диверсия (самая щадящая нац.самолюбие и шкурно-карьерные интересы руководителей ЧФ, поэтому самая продвигаемая - однако не подтверждающаяся соответствующими наградами авторов столь великого успеха противников, и другие серьезные сомнения оставляющая);
2.2) Неосторожное обращение с боеприпасами;
2.3) Конструктивные недостатки, приводящие к неправильным условиям в местах содержания боезапаса.
3. Все эти пункты так или иначе тоже сводятся к разгильдяйству, причем разгильдяйству фееричных масштабов. Например, расследование версии о диверсии показало, что по боевому кораблю в военное время мог свободно шастать кто угодно - поскольку там над исправлением строительных недоделок (через 1 год и 3,5 месяцев после официального ввода в строй, тоже надо отметить!) трудились в немалом количестве вольнонаемные рабочие, имевшие достаточно свободный вход и выход.
4. Поэтому бОльшие потери англичан от взрывов БК отнюдь не означают большее разгильдяйство у них. Напротив: наш масштаб разгильдяйства и неграмотности не дал даже толком попытаться освоить то, от чего так пострадали англичане и японцы - массовое применение ТНФ в армии и на флоте.
5. Не будем забывать, что в обсуждаемое время английский флот гораздо многочисленнее царского. Т.е. при равной вероятности происшествий (что еще не означает равное разгильдяйство, см.(4)) в английском флоте их должно быть гораздо больше.
"Броненосные крейсера "Кохрейн" и "Арджил" разбились на камнях на территории метрополии."
6. Вспоминаем "Богатырь", разбитый на камнях в самом начале РЯВ и не возвращенный в строй до самого ее конца.
Вспоминаем
посадки на камни "Громобоя", с длительными выходами из строя каждый раз.
Вспоминаем посаженный на камни и в панике подорванный там же "Изумруд".
Вспоминаем гибель на собственных минах "Енисея" и "Боярина" - причем крейсер, в панике брошенный командой как якобы уже тонущий, потом еще долго носился по волнам, пока не словил новые мины.
Вспоминаем неоднократные посадки на камни "Рюрика-2".
Вспоминаем посаженный на камни и брошенный там миноносец "Внимательный" - причем, брошенный в панике со всеми документами, оружием и имуществом, на радость местному населению.
Вспоминаем полувоенный Доброфлот (
https://alan-a-skaz.livejournal.com/184313.html), из 75 кораблей которого 7 были загублены посадкой на камни и 1 в результате пожара, т.е. более 10% состава потеряны от разгильдяйства.
Мало? ;-)