Ленд-лиз и арифметика.

Apr 27, 2023 01:04

Некий давно знакомый хрустобулочникЪ, наткнувшись на мой комментарий 5-летней давности к одному из хрустобулочных постовЪ, заметил в нем некоторую некорректность формулировки - и решил на этом прищучить меня.
Бывает. ;-)
"> СССР в ВОВ обеспечивал себя стрелковым вооружением ПОЛНОСТЬЮ, в т.ч. автоматическим, и при этом - СВОЕГО производства и СВОЕЙ ( Read more... )

ликбез, ВМВ, стрелковое_оружие, ПМВ

Leave a comment

bisey April 26 2023, 22:48:28 UTC
Хм, обычно, говоря о ленд-лизе, упирают на автотехнику и поставку стратегических материалов (взрывчатка, авиатопливо и прочее). Стрелковка-то вообще не при делах.

Мне где-то попадались подсчёты, по которым выходило, что ленд-лиз ускорил разгром нацистов примерно на полгода-год и сэкономил СССР около миллиона жизней. Что ж, тут не грех сказать американцам вполне искреннее "спасибо".

Reply

alan_a_skaz April 26 2023, 23:06:02 UTC
Так про автомобили и т.п. известно всем, и я с этими фактами не спорю.

Хотя надо отметить, что если не "забывать" про довоенное производство автомобилей в СССР, значимость ленд-лиза резко съеживается.
До конца ВОВ самыми массовыми автомобилями в РККА оставались полуторки ГАЗ и трехтонки ЗИС, из легковушек значительную часть составляли "Эмки", ленд-лизовские аналоги сильно уступали им в количествах.

А тут я в свое время не оговорился для корректности формулировок, что стрелковка ПРАКТИЧЕСКИ вся была у СССР своя, - и хрустобулочник решил к этому придраться.

Reply

pechkin_s April 27 2023, 03:40:15 UTC

Советские грузовики, были дешевы, ремонтировались на коленке, работали на всем, что горит, вплоть до самогона. И потерять такой, был ущерб небольшой. Для американской техники уже нужны масла высшего класса, касторку, если что в него не зальешь, бензины не ниже 66-го, бригада асвтослесарей поэтому на передок их особо не посылали, ставили "катюши", таскали армейскую артиллерию, то есть второй эшелон. Шли в войска НКВД, которые на передке особенно не участвовали, а занимались зачисткой и поддержкой освобожденных территорий.

Говорить, что вот прямо они, вывезли на своих плечах всю войну, откровенно глупо. Повлиять на подтягивание промышленности повлияли. Минский автозавод возник на основе "полевых автосервисов", куда стягивали на обслуживание и ремонт армейские автомобили.

да и многие комбайновые и прочие заводы после войны появились на месте таких мастерских.

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 05:16:08 UTC
В целом согласен, но формулировку уточню: на "студерах" буксировали полевую артиллерию дивизионного уровня (в осн. М-30), и некоторую часть корпусной (Д-1).
Поскольку слова "армейская артиллерия" можно понимать двояко: или как вообще полевая артиллерия, применяемая в армии (что верно, но требует уточнения по уровню мощности), или как артиллерия армейского уровня (что здесь было бы неверно).

Reply

industry_county April 27 2023, 05:19:45 UTC
Говорить, что вот прямо они, вывезли на своих плечах всю войну, откровенно глупо.Ну люди хлесще говорят!https://yuripasholok.livejournal.com/13101851.html... )

Reply

mario_sim April 27 2023, 06:06:28 UTC
+1

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 06:11:15 UTC
А еще были ЗИС-6.

Reply

pechkin_s April 27 2023, 06:15:49 UTC

Студер не совсем аналог. Их роднят двигатели, у них один предок, Геркулес.Унифицированные по стандарту армии США, Студеры были верхнеклапанными, и наряду с Интерами и Фордами спросом в СССР не пользовались. Я в иерархии артиллерии не разбираюсь, армейския с моем изложени просто обобщение. Гаубичную артиллерию крупного калибра таскали Даймонды, предки наших Кразов. Потому что трактор Сталинец был для этого слаб и тихоходен.

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 06:38:52 UTC
Для тяжелой артиллерии уровня БМ (большой мощности) и ОМ (особой мощности) в СССР тоже были скоростные гусеничные тягачи "Коминтерн" и сменивший его "Ворошиловец". Объемы выпуска - 1,8 тыс. "коминтернов", "Ворошиловцев" сделали до войны более 1 тыс., общий выпуск что-то вроде 3 тыс. (по памяти).

Это помимо СТ-2 "Сталинец" и с/х гусеничных тракторов С-60, С-65.
Которые, вправду, были тихоходны (до 6-7 км/ч), но для артиллерии такого уровня большие скорости и не так уж нужны, им выше 15 км/ч буксировка по шоссе недопустима была.

Зато с/х трактора в СССР перед войной выпускались крупносерийно, и было их много.

Число ленд-лизных "Даймондов" не знаю (и буду благодарен за инфу), но на военных фотографиях их не замечал, а вот упомянутые тягачи - видел постоянно.

Для корпусного уровня был довольно удачный СТЗ-5. И довольно массовый (около 10 тыс.).

Reply

pechkin_s April 27 2023, 06:55:49 UTC

15 км/час, это вы о гаубицах на гусеничном ходу говорите? Так это довольно старые агрегаты. Было достаточно приспособленных к автомобильной сцепке. Вообще это не мой конек. Я больше интересуюсь историе автомобилестроения, Это ближе к мое бывшей специальности. Там тоже ситуация подобная, украли М20-Победу, украли 21-ю. Только молчат, что у нас школа американская. Кода СССР создавал автопромышленность специалисты учились и проходили практику в Штатах, Выбор был единственным, потому что более 90% автопроизводства было американским, европейская школа выглядела довольно бледной. У нас американский стандарт существовал до 73-го года.

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 07:52:21 UTC
"Так это довольно старые агрегаты."

А какие во время ВОВ были новее и всерьез мобильнее? ;-)

"Было достаточно приспособленных к автомобильной сцепке"

Для меньших мощностей - да. Но различия артиллерии по уровням не зря были введены.

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 08:02:27 UTC
"украли М20-Победу, украли 21-ю."

Знакомая песня, и я не прочь ее обсудить в отдельном посте - но здесь и сейчас тема и так развесисто заколосилась. Напоминаю только, что дизайн внешнего вида ничего не говорит о "начинке" автомобиля и ее происхождении.

"молчат, что у нас школа американская"

Не то чтобы молчат.
Но в начале 20 в. кто только не оставил след на техническом развитии России, которая в этом тогда отчаянно нуждалась.
И французы немалый вклад внесли, и германцы, и американцы само собой, и даже итальянцы.

"У нас американский стандарт существовал до 73-го года."

Хорошая шутка. Ничо так, что американский стандарт дюймовый, а у нас метрический? ;-)
Какая, говорите, у Вас бывшая специальность?

Reply

pechkin_s April 27 2023, 18:16:55 UTC
Я в 88-году ремонтировал теще швейную машинку, Подольскую, по всей Москве бегал, гаечку искал, еле нашел, трешник отвалил, М6 не шла, потому что резьба дюймовая была. Покупала, когда жену рожать собиралась, 56 год. Кстати первые чисто метрические метизы пошли, когда Жигули начали выпускать. До них М8 шла с гранью 14 мм, а не 13. Пересчетная! А светотехнику европейского стандарта, вместо стандарта американского, стали ставить в 76-м. В 73-ем же была подписана автомобильная конвенция, Парижская, если правильно помню. До этого ПДД были практически на 100% списывались с американских. Даже я успел по ним поучиться.

Reply

alan_a_skaz April 27 2023, 23:14:19 UTC
"Смутные сомнения терзают меня"(С).
Еще очень задолго до 88 года мне приходилось немало возиться и с мотоциклами, и с магнитофонами, и с разной бытовой техникой. Школьником начинал с велосипедов, еще раньше всяких "конструкторов". Много каких гаек и болтов крутил, в общем. Любил это занятие.
НИГДЕ не видел в СССР дюймовую резьбу, пока не стали у нас появляться компьютеры.
Кстати: гайки размером 12 и 14 мм я встречал часто - МЕТРИЧЕСКИЕ, и только после нашествия иностранщины стал встречать гайки 11 и 13 мм.

Reply

pechkin_s April 28 2023, 16:44:15 UTC
Гаечку на 11, как раз заменила гаечка на 10, а гаечку на 14, заменила гаечка на 13. Дюймовой резьбы указанные гаечки не имели, но все гайки ходовых размеров 9, 11, 14, 17, 19 и тд по шагу резьбы были меньше нынешних стандартных. Слесарить в гараже я тоже начал задолго до 88 года без малого лет на двадцать и моими подопечными были грузовики от 47-го года выпуска мне лине знать...

Reply

alan_a_skaz April 28 2023, 18:43:16 UTC
Интересно меняются показания. ;-)

Раньше Вы утверждали, что американские стандарты держались у нас до 1973 г. (не подтверждая это, однако, никакими документами о тех стандартах), а сталкивались Вы с ними даже в 1988 году на машинке советского производства.

Теперь власть американских стандартов в СССР у Вас сдвинулась с 1973 на 1947 г., и при этом речь шла о машинах, - вероятно, вправду американского производства - их в 1947г. у нас еще немало было.

Но факт в том, что советское производство автомашин, даже американских изначально моделей, было сразу переведено с дюймовых американских стандартов на метрические наши.
Как только это стало именно производством, - а не отверточной сборкой по царскому и путинскому методу "отечественного" автопрома.

С большим интересом жду новых версий. ;-)))

Reply


Leave a comment

Up