Создание национальной гвардии как ответ на гибридные вызовы безопасности России

Apr 28, 2016 12:08



Создание в России Национальной гвардии породило огромное количество дискуссий и рассуждений по этому поводу. Однако какой либо ясности зачем именно была создана эта структура и к чему она должна готовиться нет. Попытаемся разрубить этот «Гордиев узел»…

5 апреля 2016 г. Президент РФ принял Указ № 157 «Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» [1], в соответствии с которым внутренние войска МВД РФ, - в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина и впредь до принятия соответствующего закона, - были преобразованы в войска национальной гвардии России и подчинены вновь образованной федеральной службе войск национальной гвардии РФ (Далее - ФСВНГ РФ, Росгвардия). В структуру национальной гвардии кроме внутренних войск вошли специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД, ОМОН, Центр специального назначения оперативного реагирования и авиации, а также авиационные подразделения МВД РФ. По оценкам СМИ примерная численность Росгвардии может составить около 300 тыс. чел. 6 апреля 2016 г. Президентом России были внесены в Государственную Думу ряд сопутствующих созданию Росгвардии законопроектов [2].

По своему правовому статусу ФСВНГ РФ, в сущности, является полноценным «силовым» министерством, призванным наряду с МВД обеспечивать государственную и общественную безопасность. Однако очевидно то, что создание столь крупной силовой структуры как Росгвардия не могло быть инициировано для дублирования функций МВД РФ, а преследовало какие-то конкретно-специфические цели и задачи.

Национальные гвардии: опыт зарубежных государств

Исторически впервые Национальная гвардия возникла в июле 1789 г. в Париже во время Великой французской буржуазной революции как вооружённое гражданское ополчение. Отряды Национальной гвардии среди прочего, участвовали в подавлении контрреволюционных восстаний. Наиболее известное из таких восстаний - Вандейские войны (1793-1795 гг.), когда представители французского дворянства и духовенства посредством пропаганды разожгли естественное недовольство социально-угнетенных крестьянских масс спровоцировав их на мятеж против республики. При Наполеоне I Национальная гвардия использовалась в качестве вспомогательной военной силы. В период Реставрации была распущена (1827 г.). Восстановлена после Июльской революции 1830 г. Во время февральской революции 1848 г. значительная часть Национальной гвардии поддерживала восставших, однако, в ходе Июньского восстания 1848 г. буржуазных кварталов Парижа была использована Временным правительством против пролетариата. В период Второй империи была реорганизована (1852 г.) - офицеры гвардии стали назначаться императором. После революции 18 марта 1871 г. и образования Парижской Коммуны ей был издан декрет об упразднении постоянной армии и замене ее вооруженным народом в лице Национальной гвардии. После контрреволюционного подавления Парижской Коммуны Национальная гвардия была распущена в августе 1871 г. [3]


С течением времени формирования национальной гвардии в зарубежных странах претерпели значительные изменения, однако свое существование не прекратили. В большинстве современных государств существуют специальные военизированные формирования для обеспечения внутриполитической безопасности государства и общества. Например, во Франции для этих целей создана Национальная жандармерия, в Италии - Корпус карабинеров, в Испании - Гражданская гвардия, в США и большинстве латиноамериканских стран - национальная гвардия [4].



(Испания)                                                                                                                                           (Венесуэлла)

В США Национальная гвардия создана в 1903 г. и является военным и правоохранительным институтом исполнительной власти. Национальная гвардия представляет собой боеготовые части и подразделения организованного резерва сухопутных войск и ВВС, базируясь в каждом штате. Ее формирования подчиняются президенту США и губернаторам штатов. По решению президента формирования Национальной гвардии могут переподчиняться министерствам армии и ВВС и задействоваться в интересах объединенных командований ВС США [5]. Она может применяться как для поддержки армии в период вооруженных конфликтов, так и для выполнения различных внутригосударственных задач, в частности для поддержания правопорядка при массовых протестах. По данным за 2002 г. Национальная гвардия США насчитывала 516 тыс. чел. [6]



(США)

В Италии существует Корпус карабинеров, который является элитным родом сухопутных войск и одновременно самым многочисленным корпусом сил публичной безопасности Италии. В 2011 г. численность Корпуса достигла 112 тыс. чел. Основными задачами карабинеров является охрана и восстановление общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, предупреждение преступлений, розыск и задержание преступников, оказание помощи населению при стихийных бедствиях и т.д. [7]


(Италия)

Обобщая опыт различных государств юридической наукой выполняемые данными структурами функции обычно подразделяются на несколько основных групп: полицейские (содействие полиции в борьбе с преступностью), военные (борьба с терроризмом, экстремизмом) и политические (подавление гражданских волнений). Причем последнюю группу функций в исследователи называют институтообразующей [8].

Наличие подобных структур в государственном механизме различных стран мира обусловлено определенными стандартами силового воздействия демократического государства на общество, в том числе: неклассическим (гибридным) характером новых вызовов национальной безопасности; недопустимостью применения регулярной армии при решении внутриполитических кризисов, подавления гражданских волнений и массовых беспорядков, в которых задействованы широкие народные массы; преимущественно нелетальным характером большинства методов и средств ими применяемых.

«Мягкая сила» и «ненасильственная политическая борьба» - гибридные вызовы национальной безопасности России

Специфика методов, применяемых при внутриполитической нестабильности сопровождаемой массовыми волнениями и беспорядками, обусловлена тем, что такие волнения далеко не всегда являются спонтанным выражением народной воли, ограниченной рамками закона. Как показывает опыт последних лет, все чаще такие волнения порождаются мерами «мягкой силы» применяемыми иностранными государствами, с целью дестабилизации политической системы геополитического конкурента.

В политологической науке отмечается, что в современных западных странах, прежде всего в США существуют детальные концептуальные наработки теории «ненасильственных дестабилизаций» конкурентных государственных режимов [9]. Например, еще в 1973 г профессор Гарварда Джин Шарп опубликовал книгу «198 методов ненасильственных действий», в которой развил теорию и практику так называемой ненасильственной политической борьбы (Далее - НПБ) [10].


(Д. Шарп)

Причем данный концепт, со временем был основательно институциализирован. Так, в 1983 г. с целью разработки теории НПБ Д. Шарп создал «Институт Альберта Эйнштейна», действующий и в наши дни. Кроме того, со временем были образованы такие гуманитарные институты как «Международный центр по ненасильственным конфликтам», Школа Флетчера при Университете Тафтса, «Центр прикладных ненасильственных акций и стратегий» (CANVAS) и др. Исследователи деятельности этих центров указывают на то, что, например, CANVAS используя идеи НПБ, обучает активистов для практической работы в различных странах мира и ведет координацию их действий во время т.н. «цветных революций» [11]. Как замечает профессор МГИМО Е.Г. Пономарева CANVAS за годы своей работы подготовил многие сотни высококвалифицированных специалистов по «цветным революциям» из более чем 50 стран мира - от Украины до Зимбабве и от Китая до России [12].

Анализируя специфику структуры «цветных революций» Е.Г. Пономарева отмечает, что они не ставят важнейшую для классических революций цель - изменения социальной системы т.к., «заточены» лишь под смену политических режимов. «Цветная революция» в этой связи является государственным переворотом, осуществляемым с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы, силами «цветного движения», как правило в интересах и при непосредственном доминирующем участии в планировании, организации и финансировании со стороны иностранного государства, группы иностранных государств, общественных или коммерческих организаций [13].

Необходимо обратить внимание на то, что проблематика «мягкой силы» и «цветных революций» становится предметом исследования не только ученых политологов, но и юристов. Так Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, указывает, что концепт «мягкой силы», прежде всего, подразумевает тотальный контроль над ключевыми СМИ (прежде всего телевидением), позволяющий донести до массового адресата любым образом искаженную «картинку реальности». По его мнению, так было во время всех «революций арабской весны». Так было во время операции НАТО в Ливии, когда глобальные СМИ предъявляли миру фальсифицированный фото- и видеоряд «зверств войск Муамара Каддафи против собственного народа». Аналогично события происходили в Египте, Тунисе, Сирии и т.д. [14]


(В.Д. Зорькин)

Для выработки концептуальных вариантов противодействия теории НПБ следует обратить внимание на ее ключевые положения. Согласно концепции НПБ Д. Шарпа сила государства основана на сотрудничестве с населением и его послушании. Соответственно у власти есть две главные опоры: авторитет и убежденность общества в том, что государство превосходит общество во всех ключевых ресурсах. Стратегия НПБ в этой связи направлена на то, чтобы подрывать авторитет власти и блокировать ее основные ресурсы. При этом Шарп подчеркивает, что самая эффективная фаза применения технологий НПБ - когда власть находится в состоянии неопределенности, прежде всего во время выборного цикла. Необходимым же условием НПБ является мобилизация на ненасильственные, подчеркнуто мирные (до определенного момента) уличные акции крупных масс населения, способных парализовать жизнеобеспечивающую инфраструктуру столицы [15].

Именно совокупность вышеуказанных приемов и средств «мягкой силы» применялась во время «бархатных революций» в Чехословакии и других странах Восточной Европы (1989 г.), «Бульдозерной революции» в Югославии (2000 г.), «Революции роз» в Грузии (2003 г.), «Оранжевой революции» на Украине (2004 г.), «Тюльпановой революции» в Киргизии (2005 г.), «Революции цветов» в Молдавии (2009 г.). А в 2011 году в ходе т.н. «арабской весны» попытки инициировать «цветные революции» приобрели невиданный доселе «конвейерный» темп, давший основание экспертам назвать этот феномен «Политическим цунами» (Тунис, Египет, Ливия, Сирия и т.д.) [16].

Исходя из вышеприведенных характерных черт концепта НПБ и структуры «цветных революций» важно иметь в виду тот факт, что ненасильственная политическая дестабилизация далеко не всегда оказывается удачной. Как отмечает Е.Г. Пономарева, «пристальное внимание следует обратить на то, что среди факторов неудачи и провала «цветной революции» ключевым является «наличие решительного и твердого главы государства, не стесняющегося «употреблять власть» и пресекающего любые незаконные и провокационные акции «цветных» революционеров, даже и относительно массовые» [17].

Таким образом, следует согласиться с выводом Е.Г. Пономаревой, считающей, что развитие «цветного» революционного процесса происходит в условиях «ненасильственного» перехвата власти у того правительства, которое не решается ею воспользоваться или останавливается перед употреблением легитимного, но при этом относительно массового насилия (разгон несанкционированных митингов, протестных шествий и т. п.) [19].

Продолжение во второй части статьи

Полный варинат статьи см.: Чепрасов К.В. Создание национальной гвардии как ответ на гибридные вызовы безопасности России // Вопросы безопасности. - 2016. - № 2. - С.8-19.

[1] Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 7 апреля.
[2] Проект федерального конституционного закона № 1037376-6 от 6 апреля 2016 г. «О внесении изменений в статью 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (в связи с созданием войск национальной гвардии Российской Федерации)» // Сайт Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1037376-6; Проект федерального закона № 1037356-6 от 6 апреля 2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Сайт Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1037356-6; Проект федерального закона от 6 апреля 2016 г. № 1037366-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»» // Сайт Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1037366-6
[3] Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: «Советская энциклопедия», 1974. Т. 17. С. 361; Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С.Ф. Ахромеев. М.: Воениздат, 1986. С. 479.
[4] Петров Д.Е. Политическая ресурсность внутренних войск в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2010. № 3. Том 10. С. 103-105.
[5] Шляхтов Д. ВВС Национальной Гвардии США // Зарубежное военное обозрение. 2009. № 9. С. 44-50. URL: http://pentagonus.ru/publ/vvs_nacionalnoj_gvardii_ssha/13-1-0-1361
[6] Военный энциклопедический словарь // Сайт Министерства Обороны РФ. URL: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=6918@morfDictionary
[7] Касаткина А.А. Правовые основы деятельности Корпуса карабинеров, его основные задачи и функции в обеспечении публичной безопасности Италии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 38-44.
[8] Петров Д.Е. Указ соч. С. 104.
[9] Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. С. 47.
[10] Sharp G. 198 methods of nonviolent action. Boston, Portet Sargent, 1973.
[11] Бялый Ю.В. Указ соч. С. 32
[12] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций». Продолжение // Свободная мысль. 2012. № 3/4. URL: http://svom.info/entry/223-sekrety-cvetnyh-revolyucij-prodolzhenie/
[13] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. № 1/2. URL: http://svom.info/entry/208-sekrety-cvetnyh-revolyucij/
[14] Зорькин В.Д. Право - и только право // Российская газета. 2015. 24 марта.
[15] Бялый Ю.В. Указ соч. С. 49.
[16] ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦУНАМИ. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке / под ред. С. Кургиняна. М.: МОФ ЭТЦ, 2011. С. 268-276.
[17] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций».
[18] Толстых В.Л. События на Украине и реакция западных государств: попытка международно-правового анализа // Российский юридический журнал. 2014. № 1. С. 55-67.
[19] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций».
[20] Там же.
[21] Зорькин В.Д. Право - и только право
[22] Толстых В.Л. Указ соч.
[23] Нагорных И. «Цветным революциям» ответят по законам гибридных войн // Коммерсант. 2016. 1 марта. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2927168
[24] Пономарева Е.Г. Секреты «цветных революций»
[25] ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦУНАМИ. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. С. 129-130.
[26] Виктор Золотов. Биография // Сайт ТАСС. URL: http://tass.ru/info/1180853
[27] Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М.: Норма, 2013. С. 328, 331.
[28] Зорькин В.Д. Право против хаоса // Российская газета. 2015. 24 ноября.
[29] ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦУНАМИ. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. С. 126-127.
[30] Зорькин В.Д. Право силы и сила права // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 5. С. 1-12.

Национальная гвардия, Майдан, Гибридная война

Previous post Next post
Up