В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из телевизора. Москва, государственная организация, довольно большая, вакцинированных сотрудников мало, пока процентов 10, плюс переболевшие, остальные либо пока сомневаются, но большинство настроено сопротивляться «ужасам вакцинации» (и они конечно не способны осмыслить тот факт, что из вакцинированных никто не помер и ни у кого не вырос, например, хвост))). В связи с резким ростом заболеваемости и смертности (индийский штамм) власти начинают лихорадочно искать хоть какие-то меры по сдерживанию вируса. В данном случае
невакцинированных хотят отправить для начала на неделю домой, причем с сохранением 2/3 зарплаты. Получится, что непривитые, которых больше половины от общего числа сотрудников, будут сидеть и отдыхать дома (да ещё и в летнюю жару, которая сейчас установилась в Москве), практически не почувствовав незначительных финансовых потерь, а пахать за них будут вакцинированные, и именно пахать, ибо той организации пока не идёт речь о радикальном сокращении объёма работ, которые надо выполнять.
И это какой-то многоуровневый маразм.
Антивакцинаторы только получат подкрепление своей позиции, а многие из них наверняка будет ещё и посмеиваться над «дурачками»-вакцинированными (хотя и сейчас многие из смеются, искренне веря в то, что они избежали какого-то там «зомбирования» через ужасную вакцину). Более того, подкрепление получат и примитивные формы эгоизма и индивидуализма.
А вакцинированные в результате могут остаться без работы, если этот сценарий будет реализован и многие будут не выдерживать такой нагрузки и такого отношения, будут просто писать заявление. Понятно также как будут чувствовать себя вакцинировавшиеся в психологическом и моральном плане. Как раз тот случай, когда проигрывает тот, кто думает не только себе, но еще и об общественном благе (остановить пандемия, снизить число смертей) - может остаться в худшем положении.
Таковы реалии капитализма.
А действия властей в таком случае будут не подталкивать людей к вакцинации, а подкреплять позицию антивакцинаторов и коронаскептиков.
В других странах схожие проблемы, идут споры о том как лучше подталкивать к вакцинации. Сложно быть уверенным в действенности каких-то мер, тем более когда все уже настолько запущено, но действовать надо оперативно, тут уж не до программ научного и культурного просвещения которые рассчитаны на десятилетия. В СССР такая бы ситуация просто не возникла бы. А сейчас… оперативно - только деньгами, лишение 2/3 зарплаты, полное лишение премий доплат. Им же безразлично, что происходит в переполняющихся ковидных госпиталях. Да, такая психология (психология безразличия и эгоизма) индуцируется существующей моделью экономики им буржуазной (неолиберальной) культуры, это понятно, но сейчас нужны действенные меры, причем, похоже, в большевистском духе. А иначе никак.
Что касается фундамента позиции антивакцинаторов и коронаскептиков, то есть у меня некоторые соображения-предположения. Опять же ни в коей мере не имею ввиду ВСЕХ, кто не хочет вакцинироваться. Я никогда не забываю об опасностях обобщений и том, что любая соцгруппа очень не гомогенна. Однако для части этой группы, думаю, мои предположения справедливы.
Особенности распространения действия ковида таковы, что открывают простор для фантазий на тему «естественного отбора». Типа «выживают сильнейшие», а вирус «отсеивает» якобы слабейших. По моим наблюдениям о «естественном отборе» любят фантазировать люди с большими внутренними психологическими проблемами, у которых есть много подавленной агрессии и враждебности, которые активизируются при фантазиях о тех, кого отсеивает «естественный отбор». Одновременно тут налицо другой фокус (когнитивная ошибка и манипуляция, одновременно), когда кто-то начинает говорить либо от имени Природы и «законов биологии», либо от имени Бога, либо от имени законов истории и «естественного порядка вещей». И это очень плохо, когда так происходит, а так происходит слишком часто.
Сама теория естественного отбора заслуживает конечно очень обстоятельно рассмотрения. Я - полностью на стороне науке в вопросах происхождения человека (и в других вопросах тоже). Сложный и грандиозный эволюционный процесс без всяких религиозных или мистических примесей. Вопрос в том, насколько полно и хорошо мы понимаем все сложности и все нюансы этого процесса. Да, отбор имеет место быть, но хорошо ли мы понимаем этот процесс. И нельзя не учитывать влияние культурный и экономической среды на подобные (и особенно на подобные!) теории. Дарвин жил не в вакууме и об этом, о необходимости учитывать фактор влияния среды уже не раз писали. А то что к теории естественного отбора могут обращаться только для того, чтобы как-то оправдать и объяснить свои поступки и образ, это также очевидно и это случается сплошь и рядом, к сожалению. Смотри теорию когнитивного диссонанса.
Но вернусь к другой теме. То, что в движении ковидскептиков и антипрививочников есть определенная доля (и, возможно, не малая) деструктивности мне стало ясно с самого начало всей этой истории. Да, ты можешь сколько угодно отрицать коронавирус, считая, что все заговор кого-то там, и считать вакцинацию чем-то ужасным, но когда в очередной придешь к своему дедушке в дом престарелых, то последствия могут быть трагическими не только для твоего дедушки (и сколько было таких случае, включая «просвещенную» Европу, особенно скандинавских скептиков, писали тогда много про такие случаи). И вот что при этом происходит в бессознательном подобных «скептиков»… Опять же я не ни в коей мере не сваливаю всех в одну кучу, но при этом у меня нет никаких иллюзий по поводу очень большого количества агрессии и деструктивности, которые просто разлиты в социуме в неявном виде. При этом далек от глупого утверждения, что «человек зол по своей природе». Но он и не добр «по своей природе». Надо изучать контекст, среду и сложные формы нелинейных взаимоотношений. Кстати, есть замечательная книга Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», надо все-таки собраться и перечитать ее, чтобы написать краткий конспект.
И, конечно, не могу сказать про другую замечательную современную книгу
Мэттью Либерман "Социальный вид. Почему мы нуждаемся друг в друге", она уже есть в сети. Сейчас читаю, очень сильная и полезная книга.
Она конечно очень контрастирует с моими размышлениями по поводу реакции масс на пандемию вакцинацию, в которой я вижу все признаки социального регресса и бодрийяровской имплозии. Видя такую "народную активность" и такое возмущение масс, я все больше думаю о том, что совершенно бессмысленно говорить о каком-то левом повороте, о левой идее, о марксизме и вообще о каких-то в основе своей освободительных теориях, либо даже о процессе познания. Кажется, все это не для этого общества, не для этой культуры. Но я могу и ошибаться))